Историко-литературный клуб любителей творчества Толкина "Эленарда"

Историко-литературный клуб любителей творчества Толкина "Эленарда"

Историко-литературный клуб любителей творчества Дж.Р.Р. Толкина «Эленарда» приглашает всех поклонников этого многогранного таланта и не только!

Имя английского учёного, писателя-сказочника, профессора Оксфордского университета Дж.Р.Р.Толкина широко известно во всём мире. Многие знают его в основном по трилогии «Властелин Колец» и детской прелюдии к нему – сказочной повести «Хоббит», но эти книги – всего лишь вершина айсберга, большая часть которого представлена монументальной историей Средиземья, состоящей из двенадцати томов и обрамлённой ещё дюжиной книг, весьма далёких от привычных нам литературных произведений. Словари и грамматики «изобретённых» эльфийского, гномьего и орочьего языков, мифы о сотворении мира, карты, песни и предания различных волшебных народов, географические и философские трактаты – всё это явилось результатом долгих исследований автора и размышлений о природе мифа и его роли в современной культуре, а в дальнейшем стало фундаментом для создания знаменитой трилогии.

Литературное наследие Дж. Толкина уникально, поскольку непосредственно связано с его научной работой и преподаванием. Книги Дж. Толкина, включая «Хоббита» и «Властелина Колец», в художественной форме знакомят читателя с основами сравнительно-исторического языкознания и мифологии, существенно расширяя горизонты знаний.

Но его книги – это не просто механическое соединение мифологических образов разных времён и народов. Это сложнейшая реконструкция того общего, что есть во многих мировых культурах. Реконструкция с постановкой фундаментального вопроса о смысле человеческой жизни и отношении Человека к окружающему миру.

· Вы хотите поделиться впечатлениями от прочитанного, мыслями, чувствами, или даже результатами собственного творчества.

· Вам интересно узнать культурно-исторический фон произведений английского писателя.

· Вы хотели бы писать не хуже, но не знаете, с чего начать.

· Кроме того!

· Вас всегда интересовало, какова практическая польза от изучения древних языков, а также мифов и легенд разных времён и народов.

· Вы любите искать системные связи между различными сферами науки и искусства, извлекая из всего общезначимую применимость.

· Вы стремитесь понять окружающий мир и самого себя.

Все эти волнующие вопросы Вы сможете решить на заседаниях нашего клуба, который ведёт кандидат филологических наук, специалист по древним языкам, научному и литературному наследию Дж.Р.Р. Толкина, ведущий библиотекарь Отдела городского абонемента Соснин Евгений Викторович.

В 2011 году Евгений Викторович защитил диссертацию, которая стала одним из первых серьёзных и оригинальных опытов обращения к наследию английского классика в русской филологической науке и внесла существенный вклад сразу в несколько лингвистических дисциплин – теорию языка, этимологию, германистику, лингвистическую поэтику и философию языка (отзыв старшего научного сотрудника Института языкознания РАН (Москва), кандидата филологических наук В.В. Фещенко).

И мы не замыкаемся в рамках произведений английского профессора. Мы идём дальше: от современности к истокам культуры.


Как с нами встретиться

Зимнее расписание: 1 и 3 воскресенье месяца в 15-00.

Летнее расписание: 1 и 3 суббота месяца в 14-00.

Комната 325 (зал компьютерной грамотности).


Деятельность клуба "Эленарда"

2016 год

22 февраля. Презентация сказочной повести руководителя клуба  Е.В. Соснина

Афиша презентации.jpg

Соснин Евгений Викторович – кандидат филологических наук, специалист по древним языкам. Закончил НГУ, 14 лет преподавал на кафедре филологии НГТУ, в настоящее время работает ведущим библиотекарем отдела городского абонемента НГОНБ. Сказочная повесть «Лес на краю города» была написана по материалам заседаний филологического клуба «Таинственный лес», который Е.В. Соснин организовал в 2004 году, и стала литературным дебютом начинающего автора, а также презентацией историко-литературного клуба любителей творчества Дж.Р.Р. Толкина "Эленарда".

Поскольку повесть вышла из печати совсем недавно – в декабре 2015 года, то Евгений Викторович говорил в основном о её предыстории и своей творческой биографии, делая упор на главном: у любого человека помимо профессии должно быть какое-нибудь увлечение, хобби. И не просто «увлечение для развлечения», а познавательное, расширяющее его кругозор и формирующее активную жизненную и творческую позицию, адекватный взгляд на мир за пределами основной специальности.

Причины, побудившие Евгения Викторовича посвятить себя науке и преподаванию, достаточно чётко сформулированы в речи американского физика М. Каку: «Именно труд и любовь являются теми вещами, которые дают стабильность и смысл нашему сознанию. Труд помогает нам обрести чувство ответственности и цели, которая представляет собой точку фокусировки наших стараний и мечтаний. Труд не только дисциплинирует и организует наши жизни, он еще дает нам чувство гордости, законченности, а также задает рамки нашей деятельности. Что же касается любви, то она является тем самым жизненно важным ингредиентом, благодаря которому мы вписываемся в структуру общества. Без любви мы потеряны, пусты и лишены корней. Мы превращаемся в странников на своей собственной земле, безучастных к тревогам других людей».

Необходимость заниматься творчеством напрямую связана с сущностью любви и счастья, к которому стремится любой человек: «Любовь, как и счастье, нельзя взять «в лоб», она «побочный продукт» осознанного бытия… Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни. Если кто-то не созидателен в других сферах, он не созидателен и в любви…» (Р. М. Рильке).

Ну а сама повесть выросла из архивных материалов студенческого клуба «Таинственный Лес», который Евгений Викторович собрал, будучи ещё молодым преподавателем кафедры филологии НГТУ. Сперва заседания клуба были посвящены творчеству и научному наследию Дж.Р.Р. Толкина – в ту пору он писал по нему диссертацию, - но глубина философской мысли этого знаменитого писателя, актуальность поставленных в его произведениях проблем и необъятный материал, который он использовал, быстро вывели клубные беседы с ребятами за рамки сравнительно-исторического языкознания и древних языков, и преподаватель обратил внимание на смежные темы. Ребята говорили о мифопоэтическом и современном мышлении, об истории культуры, о науке и технике. Ребята спорили и не соглашались друг с другом, учили эльфийский и греческий языки, смотрели «концептуальные» фильмы и выезжали в музеи, отмечали «мифологические» праздники, вроде кельтского Самайна, и пытались заниматься литературным творчеством.

Вот тогда-то, в далёком 2004 году, Евгению Викторовичу и пришла в голову мысль написать повесть, в которой заседания клуба стали бы приключениями, а то, о чём мечталось, приобрело бы видимость реальных событий. Со временем на клубе стали собираться не только студенты-филологи, но и ребята с других специальностей и даже других вузов. Новы темы и впечатления вплетались в ткань повествования, и текст со временем рос, подобно ветвистому дереву, пока не превратился в объёмистую книгу о приключениях пятерых школьных подруг, чьи детские увлечения неожиданно становятся реальностью, уже не зависящей от собственных желаний, а потому непривычной и даже пугающей.

А историко-психологическим обоснованием сюжета стали открытия немецкого учёного Ассмана: «Индивид, воспитанный в полном одиночестве, не имел бы памяти… Память возникает у человека лишь в процессе его социализации… Даже самые личные воспоминания возникают только через коммуникацию и взаимодействие в рамках социальных групп… Память является функцией вовлечённости личности в разнообразные социальные группы…». О том, как вернуть воспоминания о прошлом и восстановить разрушенные социальные связи, рассказывает эта повесть.

С презентацией, проходившей в библиотеке, Вы можете ознакомиться на нашем канале в Youtube.

Соснин Е.В. ведущий библиотекарь ОГА, канд. филол. н.


22 апреля. Библионочь

Название площадки на Библионочь 2016

Спустя четыре месяца после первого заседания наш клуб получил задание организовать собственную площадку в рамках очередной библионочи, посвящённой Году отечественного кино. Казалось бы, тематика заседаний бесконечно далека от советского и российского кинематографа, но! Оказывается, книги Дж.Р.Р. Толкина были трижды экранизированы в нашей стране, причём, два раза - в Советском союзе! И тогда клубный актив решил превратить библиотечную площадку в съёмочную и придумал следующий сценарий:

СРЕДИЗЕМСКИЕ КИНОПРОБЫ

Киностудия «Мосфильм» совместно с кинокомпанией «New Line Cinema» приступает к съёмкам полнометражного многосерийного фильма по произведениям английского писателя Дж.Р.Р. Толкина и приглашает всех желающих поучаствовать в кинопробах на главные роли. Основное требование к участникам – хорошее знание киносценариев и книг «Властелин Колец» и «Хоббит». Место встречи – волшебный павильон с таинственными площадками для каждого персонажа, где ассистенты режиссёра приготовили задания и вопросы для кастинга.

Вход

Дверь, ведущая в волшебный павильон, открывало только заклинание, которое было написано на Вратах Мории. Его необходимо было вспомнить. У входа стоял грозный страж с надвинутым на лицо капюшоном и требовал вспомнить заветное заклинание.

Площадка главных действующих лиц

В этой части павильона, у самой кафедры, Юлия Александровна Соснина и Александр Фанталин задавали вопросы о персонажах книг Дж.Р.Р. Толкина и киногероях трилогии П. Джексона. Необходимо было определить, насколько уже известные экранизации отличаются от литературных оригиналов. Самым интересным, на наш взгляд, вопросом был вопрос о Хоббитах: "В своих письмах Дж. Толкин отмечал, что его Хоббиты – это просто маленькие люди. Как Вы думаете, придуманы ли они автором, или на Земле когда-то действительно жили люди такого размера?" Оказывается, что существа, очень похожие на Хоббитов, действительно существовали. В 2003 году австралийские археологи обнаружили на острове Флорес в пещере Лианг Буа кости совершенно нового вида ископаемых людей. Они настолько походили по размерам и проапорциям на Толкиновских Хоббитов, что их так и назвали.

      Homo Floresiensis. Лицо           Homo Floresiensis. Облик


Площадка «Дж. Толкин и история»

Говорят, что Дж. Толкин не любил аллегорий и всегда возмущался, когда в его произведениях пытались найти отзвуки исторических событий. Однако при детальном рассмотрении мы можем увидеть прямые отсылки к грозным событиям Первой мировой войны, в которой Дж. Толкин принимал непосредственное участие. Участникам предлагалось определить по картинкам, какие военные реалии того времени превратились в мифологические образы Средиземья.

Драконы при штурме Гондолина Осадная башня Аспид.gif


Огнеметный танк.jpg


 Площадка «Дж. Толкин и отечественный кинематограф»

Знаете ли Вы советские и российские экранизации книг Дж. Толкина? Участникам этой площадки предлагалось угадать, кто из знаменитых советских актёров снимался в этих постановкак и в какой роли?

Бильбо.jpgДанилов.jpgБроневой.jpg

Дата создания: 2016-04-26 14:09
Дата изменения: 2016-08-24 12:38