Историко-литературный клуб любителей творчества Толкина "Эленарда"

Историко-литературный клуб любителей творчества Толкина "Эленарда"

Историко-литературный клуб любителей творчества Дж.Р.Р. Толкина «Эленарда» приглашает всех поклонников этого многогранного таланта и не только!

Имя английского учёного, писателя-сказочника, профессора Оксфордского университета Дж.Р.Р.Толкина широко известно во всём мире. Многие знают его в основном по трилогии «Властелин Колец» и детской прелюдии к нему – сказочной повести «Хоббит», но эти книги – всего лишь вершина айсберга, большая часть которого представлена монументальной историей Средиземья, состоящей из двенадцати томов и обрамлённой ещё дюжиной книг, весьма далёких от привычных нам литературных произведений. Словари и грамматики «изобретённых» эльфийского, гномьего и орочьего языков, мифы о сотворении мира, карты, песни и предания различных волшебных народов, географические и философские трактаты – всё это явилось результатом долгих исследований автора и размышлений о природе мифа и его роли в современной культуре, а в дальнейшем стало фундаментом для создания знаменитой трилогии.

Литературное наследие Дж. Толкина уникально, поскольку непосредственно связано с его научной работой и преподаванием. Книги Дж. Толкина, включая «Хоббита» и «Властелина Колец», в художественной форме знакомят читателя с основами сравнительно-исторического языкознания и мифологии, существенно расширяя горизонты знаний.

Но его книги – это не просто механическое соединение мифологических образов разных времён и народов. Это сложнейшая реконструкция того общего, что есть во многих мировых культурах. Реконструкция с постановкой фундаментального вопроса о смысле человеческой жизни и отношении Человека к окружающему миру.

· Вы хотите поделиться впечатлениями от прочитанного, мыслями, чувствами, или даже результатами собственного творчества.

· Вам интересно узнать культурно-исторический фон произведений английского писателя.

· Вы хотели бы писать не хуже, но не знаете, с чего начать.

· Кроме того!

· Вас всегда интересовало, какова практическая польза от изучения древних языков, а также мифов и легенд разных времён и народов.

· Вы любите искать системные связи между различными сферами науки и искусства, извлекая из всего общезначимую применимость.

· Вы стремитесь понять окружающий мир и самого себя.

Все эти волнующие вопросы Вы сможете решить на заседаниях нашего клуба, который ведёт кандидат филологических наук, специалист по древним языкам, научному и литературному наследию Дж.Р.Р. Толкина, ведущий библиотекарь Отдела городского абонемента Соснин Евгений Викторович.

В 2011 году Евгений Викторович защитил диссертацию, которая стала одним из первых серьёзных и оригинальных опытов обращения к наследию английского классика в русской филологической науке и внесла существенный вклад сразу в несколько лингвистических дисциплин – теорию языка, этимологию, германистику, лингвистическую поэтику и философию языка (отзыв старшего научного сотрудника Института языкознания РАН (Москва), кандидата филологических наук В.В. Фещенко).

И мы не замыкаемся в рамках произведений английского профессора. Мы идём дальше: от современности к истокам культуры.


Как с нами встретиться

Зимнее расписание: 1 и 3 воскресенье месяца в 15-00.

Летнее расписание: 1 и 3 суббота месяца в 14-00.

  Лофт "Книжный шкаф" (вход через зал художественной литературы, к. 203).


Деятельность клуба "Эленарда"

2018

21 апреля. Библионочь

"Магия книги"

 

табличка лавки.jpg

В центре самого обыкновенного города, на самой обыкновенной улице, среди самых обыкновенных домов прячется не совсем обыкновенное здание – библиотека. Конечно, библиотек в городе много, но здесь, на втором этаже, в отдельном зале расположилась книжная лавка волшебника. Её хозяин – тоже самый обыкновенный волшебник, но книги в его лавке не совсем обычные. Под каждой обложкой можно обнаружить портал в иные времена и пространства, причём, открывая книгу, любопытный посетитель заранее не знает, куда попадёт.

Кроме того, сама лавка – место довольно запутанное. Шкафы в ней то выстраиваются ровными рядами, то образуют лабиринт, то сами собой появляются на полках новые интересные рубрики. Но самое главное, говорят, что где-то среди всего этого разнообразия прячется Книга Всех Времён и Народов «Panopticum Mundi». Волшебство этой книги заключается в том, что она может стать по желанию владельца любой книгой, когда-либо написанной на Земле, и даже… никогда не написанной!

Пункт 1. Телепорт

Чтобы попасть в Лавку волшебника, необходимо воспользоваться Телепортом (Станцией книговыдачи), поскольку Лавка пребывает в особом месте на перекрёстке миров.

  На этом этапе гости отдела должны были, пользуясь руководством, самостоятельно записать и сдать книгу на станции самообслуживания.

Пункт 2. В неведомом месте

Книги из Лавки волшебника могут в мгновение ока перенести Вас в самые неожиданные места.

Волшебник зачитывал фрагмент известной книги, а участники должны были определить, где происходят события – в другом времени, другом пространстве или на другой планете.

2.1.jpg2.2.jpg

Пункт 3. Магия книги

Каждая книга – источник знаний, но знания эти – ключ к настоящему волшебству. Из самых простых книг мы можем узнать о необычных существах и явлениях, живущих бок о бок с нами.

В третьем пункте волшебной лавки участники выбирали из списка мифологических персонажей и артефактов любое название и пытались определить, что оно значит в научной терминологии.

Око Саурона2.jpgОко Саурона.jpg

Пункт 4. Таинственные знаки

И всё же в этой запутанности была своя система. На каждой книге можно разглядеть таинственные знаки, которые может прочесть один волшебник. Желающие пытались определить, что означают буквы и цифры книжного шифра.

Пункт 5. Волшебная книга

В итоге волшебник показывал гостям Книгу «Panopticum Mundi», где каждый мог найти свои любимые произведения: как реально существующие, так и ещё не написанные. Для этого достаточно было написать название книги и краткую аннотацию. А особо заинтересованным волшебный художник "Эленарды" предлагал создать свою собственную страницу, украшенную неведомыми зверями и птицами, серебряными цветами и другими узорами.

Книга-паноптикум.jpgIMG_20180421_220652 - копия.jpg


2017

21 апреля. Библионочь

"Новое прочтение"

 В этом году работа над площадкой Библионочи в отделе городского абонемента носила принципиально новый характер. За прошедший год, благодаря сотрудничеству с партнёрами библиотеки, и в частности с магазином "Плиний Старший", где председатель клуба, ведущий библиотекарь отдела Соснин Е.В. проводил тематические беседы, на клуб пришли заинтересованные слушатели, которые не только активно включились в работу "Эленарды", но и вызвались быть волонтёрами на предстоящем мероприятии. Одна из них записалась в библиотеку. Разработка сценария шла в сотрудничестве с коллегой из отдела обслуживания Анастасией Паньковой - историком-египтологом. Она и вдохновила нас на идею оформить зал в стиле древнеегипетской библиотеки pr-'nh "Дом Жизни", которая, как и современные библиотеки, выполняла разнообразные, в том числе и научные, функции, являясь местом создания и хранения текстов. «Дома Жизни» ведали художественными работами сакрального характера – например, украшением храмов. Одним словом, «Дома Жизни» были центрами духовной жизни страны, в которых создавалась большая часть ценностей египетской цивилизации.

Активисты клуба сами придумали антураж, в котором появились перед посетителями: были там и жрецы, и даже "настоящая" мумия, которая следила за тем, чтобы участники правильно отвечали на вопросы. А сюжет площадки был следующим:

В ЛАБИРИНТАХ КНИЖНОГО ХРАМА

(египетская библиотека pr-‘nh)

Библионочь 2017.jpg

Легенда

4 тысячи лет назад египетские жрецы возвели в одном из храмовых комплексов «Дом Жизни» pr-‘nh – место, где были собраны книги знаний. Безжалостное время стёрло цивилизацию Древнего Египта с лица земли, сгинули храмовые комплексы, и Дома Жизни затерялись среди песков, и только одинокие пирамиды остались стоять в пустыне безмолвными свидетелями прошлого. Но в ночь библиотек, когда происходят настоящие книжные чудеса, в отделе городского абонемента Новосибирской государственной областной научной библиотеки неожиданно открылся портал, ведущий в таинственные и запутанные хранилища древней мудрости.

Для того чтобы войти в лабиринт и пройти его, необходимо преодолеть ловушки, созданные хранителями против тех, кто не обрёл достаточных знаний, и, поскольку многие поколения хранителей не только оберегали древнюю мудрость, но и исправно записывали всё, что узнавали впоследствии, ловушки связаны и с более поздней литературой, хранящейся в библиотеках, и даже с новыми технологиями, которые используются для удобства читателей.

Ловушка 1

С помощью руководства, составленного А. Поздняковым, освоить технологию самостоятельной записи на станции книговыдачи.

Это задание знакомит посетителей с новыми технологиями библиотечного обслуживания.

Ловушка 2

Лем «Солярис». Египет. Участникам предлагается описание образований Ф из романа С. Лема и варианты объяснения этого литературно-фантастического образа: естественное (тень), фантастическое (призрак) и психологическое (феномен древнеегипетского k3).

Здесь посетители городского абонемента получили возможность в игровой форме узнать о культурно-историческом фоне самого знаменитого фантастического произведения, экранизированного Тарковским, а также прикоснуться к интересному феномену древнеегипетской культуры и услышать о ней из уст специалиста - Анастасии Паньковой, сотрудника отдела обслуживания.

Ловушка 3

Мифы Древней Греции. Геракл, Ясон. Даётся история Геракла и Немейского льва и предлагается определить, к какой эпохе относится возникновение этого сюжета. То же с историей о Лернейской Гидре. Зомби: визуальный ряд с Осирисом и Аргонавтами (Кадмом) и вариантами происхождения слова «зомби».

Боги плодородия.jpg    Воины из зубов дракона.jpg    Зомби.jpg

Интересно, что на деле зловещие мертвецы - литературное изобретение XX века. Придумал их американский журналист Сибрук в 1929 г. А изначально зомби были безобидными духами плодородия в культуре Западной Африки, а в Египте им соответствовал сам Осирис.

Эта ловушка привлекла наибольшее внимание посетителей. Через два дня одна из участниц даже пришла брать научные книги, которые рекомендовали наши волонтёры.

Гостей подстерегали и другие ловушки, преодолев которые, они узнавали о новых научных книгах, которые помогают нам глубже понять казалось бы известные сюжеты. Подробнее мы говорим об этом на заседаниях нашего клуба, куда и приглашаем всех желающих.

Фотографии с места событий Вы можете увидеть здесь.


2016 год

22 апреля. Библионочь

Название площадки на Библионочь 2016.jpg

Спустя четыре месяца после первого заседания наш клуб получил задание организовать собственную площадку в рамках очередной библионочи, посвящённой Году отечественного кино. Казалось бы, тематика заседаний бесконечно далека от советского и российского кинематографа, но! Оказывается, книги Дж.Р.Р. Толкина были трижды экранизированы в нашей стране, причём, два раза - в Советском союзе! И тогда клубный актив решил превратить библиотечную площадку в съёмочную и придумал следующий сценарий:

СРЕДИЗЕМСКИЕ КИНОПРОБЫ

Киностудия «Мосфильм» совместно с кинокомпанией «New Line Cinema» приступает к съёмкам полнометражного многосерийного фильма по произведениям английского писателя Дж.Р.Р. Толкина и приглашает всех желающих поучаствовать в кинопробах на главные роли. Основное требование к участникам – хорошее знание киносценариев и книг «Властелин Колец» и «Хоббит». Место встречи – волшебный павильон с таинственными площадками для каждого персонажа, где ассистенты режиссёра приготовили задания и вопросы для кастинга.

Вход

Дверь, ведущая в волшебный павильон, открывало только заклинание, которое было написано на Вратах Мории. Его необходимо было вспомнить. У входа стоял грозный страж с надвинутым на лицо капюшоном и требовал вспомнить заветное заклинание.

Площадка главных действующих лиц

В этой части павильона, у самой кафедры, Юлия Александровна Соснина и Александр Фанталин задавали вопросы о персонажах книг Дж.Р.Р. Толкина и киногероях трилогии П. Джексона. Необходимо было определить, насколько уже известные экранизации отличаются от литературных оригиналов. Самым интересным, на наш взгляд, вопросом был вопрос о Хоббитах: "В своих письмах Дж. Толкин отмечал, что его Хоббиты – это просто маленькие люди. Как Вы думаете, придуманы ли они автором, или на Земле когда-то действительно жили люди такого размера?" Оказывается, что существа, очень похожие на Хоббитов, действительно существовали. В 2003 году австралийские археологи обнаружили на острове Флорес в пещере Лианг Буа кости совершенно нового вида ископаемых людей. Они настолько походили по размерам и пропорциям на Толкиновских Хоббитов, что их так и назвали.

      Хоббит. Облик.jpg           Хоббит. Размеры.jpg


Площадка «Дж. Толкин и история»

Говорят, что Дж. Толкин не любил аллегорий и всегда возмущался, когда в его произведениях пытались найти отзвуки исторических событий. Однако при детальном рассмотрении мы можем увидеть прямые отсылки к грозным событиям Первой мировой войны, в которой Дж. Толкин принимал непосредственное участие. Участникам предлагалось определить по картинкам, какие военные реалии того времени превратились в мифологические образы Средиземья.

Гондолин.jpg Осадная башня Аспид.jpg


Огнеметный танк.jpg


 Площадка «Дж. Толкин и отечественный кинематограф»

Знаете ли Вы советские и российские экранизации книг Дж. Толкина? Участникам этой площадки предлагалось угадать, кто из знаменитых советских актёров снимался в этих постановкак и в какой роли?

Бильбо.jpgДанилов.jpgБроневой.jpg


22 февраля. Презентация сказочной повести руководителя клуба  Е.В. Соснина

Афиша Соснин.jpg 

Соснин Евгений Викторович – кандидат филологических наук, специалист по древним языкам. Закончил НГУ, 14 лет преподавал на кафедре филологии НГТУ, в настоящее время работает ведущим библиотекарем отдела городского абонемента НГОНБ. Сказочная повесть «Лес на краю города» была написана по материалам заседаний филологического клуба «Таинственный лес», который Е.В. Соснин организовал в 2004 году, и стала литературным дебютом начинающего автора, а также презентацией историко-литературного клуба любителей творчества Дж.Р.Р. Толкина "Эленарда".
Поскольку повесть вышла из печати совсем недавно – в декабре 2015 года, то Евгений Викторович говорил в основном о её предыстории и своей творческой биографии, делая упор на главном: у любого человека помимо профессии должно быть какое-нибудь увлечение, хобби. И не просто «увлечение для развлечения», а познавательное, расширяющее его кругозор и формирующее активную жизненную и творческую позицию, адекватный взгляд на мир за пределами основной специальности.
Причины, побудившие Евгения Викторовича посвятить себя науке и преподаванию, достаточно чётко сформулированы в речи американского физика М. Каку: «Именно труд и любовь являются теми вещами, которые дают стабильность и смысл нашему сознанию. Труд помогает нам обрести чувство ответственности и цели, которая представляет собой точку фокусировки наших стараний и мечтаний. Труд не только дисциплинирует и организует наши жизни, он еще дает нам чувство гордости, законченности, а также задает рамки нашей деятельности. Что же касается любви, то она является тем самым жизненно важным ингредиентом, благодаря которому мы вписываемся в структуру общества. Без любви мы потеряны, пусты и лишены корней. Мы превращаемся в странников на своей собственной земле, безучастных к тревогам других людей».
Необходимость заниматься творчеством напрямую связана с сущностью любви и счастья, к которому стремится любой человек: «Любовь, как и счастье, нельзя взять «в лоб», она «побочный продукт» осознанного бытия… Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни. Если кто-то не созидателен в других сферах, он не созидателен и в любви…» (Р. М. Рильке).
Ну а сама повесть выросла из архивных материалов студенческого клуба «Таинственный Лес», который Евгений Викторович собрал, будучи ещё молодым преподавателем кафедры филологии НГТУ. Сперва заседания клуба были посвящены творчеству и научному наследию Дж.Р.Р. Толкина – в ту пору он писал по нему диссертацию, - но глубина философской мысли этого знаменитого писателя, актуальность поставленных в его произведениях проблем и необъятный материал, который он использовал, быстро вывели клубные беседы с ребятами за рамки сравнительно-исторического языкознания и древних языков, и преподаватель обратил внимание на смежные темы. Ребята говорили о мифопоэтическом и современном мышлении, об истории культуры, о науке и технике. Ребята спорили и не соглашались друг с другом, учили эльфийский и греческий языки, смотрели «концептуальные» фильмы и выезжали в музеи, отмечали «мифологические» праздники, вроде кельтского Самайна, и пытались заниматься литературным творчеством.
Вот тогда-то, в далёком 2004 году, Евгению Викторовичу и пришла в голову мысль написать повесть, в которой заседания клуба стали бы приключениями, а то, о чём мечталось, приобрело бы видимость реальных событий. Со временем на клубе стали собираться не только студенты-филологи, но и ребята с других специальностей и даже других вузов. Новы темы и впечатления вплетались в ткань повествования, и текст со временем рос, подобно ветвистому дереву, пока не превратился в объёмистую книгу о приключениях пятерых школьных подруг, чьи детские увлечения неожиданно становятся реальностью, уже не зависящей от собственных желаний, а потому непривычной и даже пугающей.
А историко-психологическим обоснованием сюжета стали открытия немецкого учёного Ассмана: «Индивид, воспитанный в полном одиночестве, не имел бы памяти… Память возникает у человека лишь в процессе его социализации… Даже самые личные воспоминания возникают только через коммуникацию и взаимодействие в рамках социальных групп… Память является функцией вовлечённости личности в разнообразные социальные группы…». О том, как вернуть воспоминания о прошлом и восстановить разрушенные социальные связи, рассказывает эта повесть.
С презентацией, проходившей в библиотеке, Вы можете ознакомиться на нашем канале в Youtube.
Соснин Е.В. ведущий библиотекарь ОГА, канд. филол. н.

Дата создания: 2016-04-26 14:09
Дата изменения: 2018-11-13 11:10