К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя


А.А. Агин
agin-1.jpg
agin-2.jpg
agin-3.jpg
agin-4.jpg
agin-5.jpg
М.М.Далькевич
dalkevich-1.jpg
dalkevich-2.jpg
Е.П.Самокиш-Судковская
sam-sud-1.jpg
Ф.С. Козачинский
kozachin-1.jpg
Н.В. Пирогов
pirogov-1.jpg
troika.jpg
В.И. Быстренин
bystreni-1.jpg
Н.С. Самокиш
samokish.jpg

Еще Белинский обратил внимание на особую черту гоголевского таланта, заметив, что "Гоголь не пишет, а как бы рисует кистью". Творческая манера Гоголя - обращение к "словесной живописи", зрительной наглядности изображения, к передаче полноты ощущения жизни - сделала произведения писателя излюбленным объектом для иллюстрирования.

А.А. Агин, П.М. Боклевский, Е.А. Кибрик, В.А. Серов, И.Е. Репин, Н. Альтман, Кукрыниксы - вот неполный перечень русских живописцев, вдохновленных сюжетами Гоголя. Но особый интерес у художников разных поколений и направлений вызывала поэма "Мертвые души".

Первое графическое воплощение образов поэмы "Мертвые души" было плодом совместного труда рисовальщика Александра Алексеевича Агина (1817-1875) и ксилографа Евстафия Ефимовича Бернардского (1819-1889). Оба художника были уже значительными мастерами, преуспевшими каждый в своей профессии.

Агин, недавний ученик К.П. Брюллова , получил к тому времени известность как автор цикла иллюстраций к Ветхому Завету, за который был награжден бриллиантовым перстнем от императора.

Бернардский, закончивший в 1843 г. обучение в Академии художеств у основателя русской школы торцевой гравюры на дереве К.К. Клодта, успешно гравировал иллюстрации для петербургских журналов и альманахов. Лучшей работой Бернардского, своего рода "визитной карточкой" его, считались тогда ксилографии по рисункам Г.Г Гагарина к "Тарантасу" В.А. Соллогуба (СПб., 1845).

"Сто рисунков к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" выходили в 1847 - 1848 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой. Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году. Иллюстрации к "Мертвым душам" и для Агина, и для Бернардского стали вершинным достижением, благодаря которому их имена прочно вошли в историю отечественного искусства. В нашем фонде находится факсимильное издание 72 гравюр 1846 г. и 31 гравюры выпуска 1892 г. (М., 1985). Другая признанная серия иллюстраций к роману принадлежит Петру Михайловичу Боклевскому (1816 - 1897), современнику Агина и Бернардского. Своими первыми успехами художник был обязан пьесам А.Н. Островского. Примерно в это же время (1859 - 1860) Боклевский обратился к гоголевской теме, которая стала определяющей в его творчестве. Его карандаш - весьма важное дополнение к перу Гоголя. Его рисунки и акварели - с их сатирическими гиперболами, в то же время с подкупающей бытовой характерностью - полны романтической иронии. Боклевский выступал как политический карикатурист, но достиг подлинной творческой зрелости после того, как, сблизившись с литературным миром Москвы, посвятил себя книжной иллюстрации.

Среди его наиболее известных циклов - альбомы литографий и рисунков к сочинениям Островского, но в первую очередь - композиции к Гоголю: "Галерея гоголевских типов. "Ревизор" (1858), "Бюрократический катехизис. Пять сцен из "Ревизора" (1863), "Альбом гоголевских типов..." (1881), "Типы из поэмы "Мертвые души" (1895). Боклевский создал серию "типов" из гоголевских "Мертвых душ" (1860-е). Публикуемые в журналах рисунки приобрели широкую известность, полностью же они были изданы только в 1881 г. Изображая персонажей поэмы, художник всячески подчеркивал их отрицательные черты и физическую неприглядность, - это вступало в противоречие со сложностью гоголевских характеристик,но импонировало настроению русской публики того времени. В 1870-х гг. Боклевский исполнил второй вариант рисунков - смягченный, но и менее выразительный. Художник усиливал жизненность Городничего, Хлестакова, Ноздрева, Чичикова и других гоголевских героев столь выразительно, что впоследствии актеры нередко специально гримировались "под Боклевского".

На нашем сайте представлена книга "Типы из поэмы Н.В, Гоголя "Мертвые души", изданная Владимиром Готье в 1895 г. в г. Москве. Она напечатана в количестве 200 нумерованных экземпляров. В ценном фонде нашей библиотеки находится экземпляр № 73.

Юбилейное издание "Мертвых душ", предпринятое в 1901 году Адольфом Федоровичем Марксом (1838-1904), фактически завершает собой целый этап в истории русской художественной иллюстрации. Имя этого издателя прочно связано с основанной им в конце 1869 "Нивой" - самым популярным и дешевым в России журналом для семейного чтения, журналом, одинаково интересным и доступным как аристократу, так и крестьянину. В 1901 году Маркс открыл новую типографию, которая стала одним из самых мощных и технически оснащенных полиграфических предприятий, что, в свою очередь, позволило обеспечивать высокое качество изданий при сохранении умеренных цен. Иллюстрированное издание "Мертвых душ" стало одним из первых образцов продукции новой типографии. Это издание готовилось Марксом с большим размахом. К работе было привлечено двенадцать художников, руководил которыми писатель и художник Петр Петрович Гнедич (1855-1925), автор трехтомной "Истории искусств с древнейших времен". В книгу, помимо буквиц и виньеток, вошло 355 иллюстраций. И по технике, и по жанру, и по размеру, и по форме иллюстрации отличались большим разнообразием: полностраничные и включенные в полосу, иногда с "выходом"; открытые и затейливо обрамленные; размещенные в качестве заставок и концовок. На титульном листе книги, кажется, впервые в отечественной издательской практике, были обозначены имена художественных редакторов - М.М. Далькевича и П.П. Гнедича . Пейзажи делали Н.Н. Бажин и Н.Н. Хохряков, бытовые сцены - В.А. Андреев, А.Ф. Афанасьев, В.И. Быстренин, М.М. Далькевич, Ф.С. Козачинский, И.К. Маньковский, Н.В. Пирогов, Е.П. Самокиш-Судковская. А орнаментику - узорные инициалы и виньетки - Н.С. Самокиш. Почти все эти мастера получили образование в Академии художеств и состояли членами Товарищества передвижных художественных выставок. Мечислав Михайлович Далькевич (1861-1941) был наиболее активным участником этого издания. Именно Далькевичу принадлежит самая эффектная часть иллюстраций к новому изданию "Мертвых душ". Исполненные черной акварелью или мягкой тушью, они объемны, "фотографичны" и почти лишены карикатурности.

Далькевичу принадлежат и включенные в полосу маленькие рисунки, преимущественно натюрморты, так или иначе, связанные с гоголевским повествованием: "Сабля и барабан, обещанные детям Манилова", "Бумажник Чичикова", "Фуражка с кокардой" и др.

Эффектные и неподражаемые по технике иллюстрации Далькевича, дававшие оригинальную, реалистически-убедительную трактовку облика героев поэмы, соседствуют здесь с мягкой неопределенностью Андреева и лиризмом Быстренина, приземленная карикатурность Афанасьева - с салонными, вполне в духе 1890-х годов, работами Самокиш-Судковской и Соломко. В безупречной по подбору пейзажной части иллюстраций была сделана попытка отразить облик старой русской провинции, показать сельский и усадебный быт гоголевской эпохи.

Издание 1901 года следует воспринимать как коллективный труд художников, представивших - каждый в своей манере и сообразно своему таланту - различные грани гоголевского повествования.

Кроме отдельного издания "Мертвых душ", А.Ф. Маркс выпустил в свет и несколько собраний сочинений Н.В. Гоголя, в которые, конечно же, была включена и гоголевская поэма.

rejh.jpgВторой том поэмы Гоголя "Похождения Чичикова или Мертвые души", изданный в 1856 г. в типографии В. Готье, передан старшим преподавателем Новосибирского медицинского института М. Рейхрудом в 1952 г. нашей библиотеке в связи со столетием со дня кончины Н.В. Гоголя.

В ценном фонде находится Полное собрание сочинений Н.В. Гоголя в одном томе под ред. П.В. Быкова с жизнеописанием писателя, портретами, рисунками, относящимися к его жизни и с отдельными картинами художника В.А. Табурина, издание поставщиков его Императорского величества товарищества М.О. Вольф, 1899 года.

Кроме выше перечисленных книг также представляют интерес следующие издания: "Петербургские повести" (изд-во "Academia",1937 г.) с иллюстрациями Натана Альтмана; поэма "Мертвые души" (изд-во "Детской литературы", 1937 г.) и повесть "Портрет" (изд-во "Художественной литературы", 1952 г.) с иллюстрациями Кукрыниксы.
Графически выразительны иллюстрации Е. Кибрика к повести "Тарас Бульба" ("Детская литература", 1948 г.).
Глубокой продуманностью отличаются иллюстрации В.А. Серова к повести "Невский проспект" (Госиздат, 1952 г.) и Петра Павлинова к повести "Старосветские помещики" (1953 г.).


К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

Дата создания: 2014-10-07 11:12
Дата изменения: 2014-10-21 09:48