Лекции для юношества

2015
Декабрь


Ноябрь

Слово в диалоге: стратегии сотрудничества и понимания
Лектор - Наталия Викторовна Максимова, доктор филологических наук, профессор НИПКиПРО


Октябрь

"Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова: история души человеческой как дискуссионная проблема
Лектор - Наталья Александровна Ермакова, кандидат филологических наук, доцент НГПУ


Сентябрь

"Рыцарь родного слова"
Лектор - Юлия Михайловна Бокарева, кандидат филологических наук, доцент НГПУ

       Знаете ли вы Сергея Ивановича Ожегова? Конечно, каждый из нас знает его как автора большого словаря! Но где он родился, как и где жил, над чем работал, знают, к сожалению, не все.

     22 сентября, в день 115-летия С.И. Ожегова, Юлия Михайловна Бокарева, кандидат филологических наук, доцент НГПУ, познакомила учащихся школ с величайшим учёным и словарником. В начале лекции Юлия Михайловна показала ребятам фотографии лингвистов (В.В. Виноградова, В.И. Даля, Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова) и попросила сказать, на какой фотографии изображен С. И. Ожегов. Ребята, конечно, справились с этим заданием.

     Почему С. И. Ожегова называют рыцарем? – главный вопрос, на который ребята вместе с лектором пытались ответить в ходе всего занятия.

     Кем был Сергей Иванович по профессии? С.И. Ожегов был лингвистом, лексикографом, т.е. учёным, который составляет словари. Лексикография – наука о составлении словарей. В «Словаре русского языка» есть слово словарник, которое является синонимом слова лексикограф.

     Сергей Иванович Ожегов родился 22 сентября 1900 года в Тверской губернии. Хотя фамилия у него уральская: слово ожег обозначает палку, которой проверяли готовность расплавленного металла. Склонность к наукам у С.И. Ожегова идёт еще от деда, Ивана Григорьевича Ожегова, который был самоучкой и вырастил 14 сыновей и дочерей, получивших высшее образование. Мать Сергея Ивановича, родственница известного филолога, переводчика «Слова о полку Игореве», Герасима Петровича Павского. Отец, Иван Иванович Ожегов, был инженером на бумажной фабрике Кувшиновых. Именно на кувшиновской бумаге было напечатано 1-е издание «Словаря русского языка» в 1949 году (одно издание хранится в фонде Новосибирской государственной областной библиотеки).

     Вскоре семья переехала в Петроград, где С.И. Ожегов окончил гимназию и поступил в университет, но война прервала его планы, и будущий учёный ушёл на фронт, служил в Красной армии, получил звание командир полка. По возвращении окончил филологический факультет Петроградского университета и продолжил свою научную деятельность под руководством великих лингвистов Л.В. Щербы и В.В. Виноградова.

     Можем ли мы уже ответить на вопрос – почему С. И. Ожегова называют рыцарем? Обратимся к словарю: рыцарь – 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. 2. перен. Самоотверженный, благородный человек. Первое значение нам не подходит. А вот второе хорошо его характеризует, действительно, Сергей Иванович – самоотверженный человек, так как участвовал в войне, служил идее.

     В университете С.И. Ожегов познакомился с Д.Н. Ушаковым, принял участие в составлении «Толкового словаря русского языка». Словарь сейчас интересен тем, что по нему можно наблюдать языковые изменения в лексике, изменения в идеологии людей. При запросе в интернете ссылка на данный словарь выходит первой, но, к сожалению, издание уже устарело. Рыцарем учёного можно назвать еще и потому, что он серьёзно защищал словарь Д.Н. Ушакова от нападок (что в дальнейшем ожидало и его словарь) из-за несоответствия идеологии государства, так как в нем были слова богиня, кадет и т. п.

     Юлия Михайловна предложила провести эксперимент со словарями Д.Н. Ушакова и С.И. Ожегова. Ученику было предложено найти слово рыцарь в этих словарях. Много времени ушло на поиск этого слова в 4-томном словаре Д. Н. Ушакова, и так быстро ученик нашел его в «Словаре русского языка»! Ещё при создании «Толкового словаря» у Сергея Ивановича зародилась идея о создании однотомника – мечты школьников, студентов, преподавателей. Первое издание «Словаря русского языка» писалось всю войну и вышло в 1949 году, содержало 50 тысяч слов. Так как словарь был популярным и очень удобным, тираж быстро раскупили, пришлось делать еще одно издание, в которое Сергей Иванович внес изменения. Через три года словарь насчитывал уже 52 тыс. слов, а в последнем издании, созданном уже Н.Ю. Шведовой, ученицей С.И. Ожегова, уже 80 тыс. слов. Мы имеем 23 издания «Словаря русского языка», при жизни учёного вышло 6 изданий.

     Сергей Иванович принимал участие в составлении других словарей, создании лингвистических сборников. Для себя он собирал шуточные слова, которые произносили в авиации, болтанка, вывозник, дельфинить, зарывание и др.

     Юлия Михайловна спросила ребят: «Какую науку создал Сергей Иванович?». «Культура речи!», – послышался ответ. Культура речи – наука о правильной, точной, выразительной речи, которая имеет варианты.

     Ребята и лектор подвели итог: С.И. Ожегов – рыцарь родного слова, потому что, он участвовал в войне, защищал русское слово, свой словарь и словарь Д.Н. Ушакова, создал науку, составил словарь. Юлия Михайловна раздала задание для запоминания того, что узнали – разгадать кроссворд, где ключевым словом было рыцарь. Сергей Иванович Ожегов – настоящий рыцарь родного слова!


Апрель
«Творец славянской филологии»

Лектор - Анастасия Григорьевна Кротова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии НГТУ

17 апреля состоялась лекция для юношества «Творец славянской филологии», посвященная дню рождения Александра Христофоровича Востокова. Лекцию прочитала Анастасия Григорьевна Кротова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии НГТУ.

_SAM2483.JPGЛектор начала лекцию с того, что попросила ребят записать слова и сказать, что знают о них: русский язык, старославянский язык, древнерусский язык, церковнославянский язык.

Анастасия Григорьевна рассказала о жизни и научных исследованиях А. Х. Востокова. Ученый родился не в России – за её пределами. Александр Христофорович являлся внебрачным сыном, не знал отца, не носил его фамилию. Его фамилия – Остенек, почему же он выбрал фамилию Востоков? Ребята отвечали: «Ост – “восток”». Лектор отметила, что многие филологи не владели русским языком с рождения и становились великими русистами. В 7 лет Востоков приехал в Петербург, поступил в Кадетский корпус, где его готовили быть учителем (военную карьеру он не мог сделать из-за того, что был внебрачным сыном).  Но и карьера учителя не была предназначена Александру Христофоровичу – он сильно заикался и был косноязычен.

Анастасия Григорьевна отмечает, что А. Х. Востоков  был членом «Общества любителей словесности», писал стихотворения. Отрывок стихотворения «К фантазии» ребята с Анастасией Григорьевной читали и разбирали, искали незнакомые слова (дщерь, глас, Пегас, Олимп, сень, Пинд, амврозия, алкать, узы):

Тебе, Олимпа дщерь священна,
Тебе, Фантазия, мой глас
И звучна арфа посвященна!
На что крылатый мне Пегас?
Ты можешь здесь, в сени укромной,
Явить мне Пинда верх огромный,
Кастальский ток, жилище муз!
Уже восторгом дух пылает,
Твоей амврозии алкает
И рвется вон из плотских уз._SAM2482.JPG

А. Х. Востокова называют «Творцом славянской филологии». Он работал во многих направлениях: этимология, лексикография, грамматика, теория стихосложения, сравнительно-историческое изучение памятников литературы.

Александр Христофорович обозначил многие очевидные идеи. В этимологии пришел к выводу, что необходимо учитывать и форму, и значение. В грамматике обнаружил, что есть слова общего рода, только множественного и только единственного числа. Учёный издал две учебные «Грамматики русского языка», которые выдержали 16 изданий. Создавал словари, занимался диалектизмами.

Анастасия Григорьевна сказала ребятам: «Вы будете теми редкими людьми, которые знают А. Х. Востокова».



Март

"Опередивший эпоху" к 170-летию И. А. Бодуэна де Куртенэ
Лектор - Анастасия Григорьевна Кротова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии НГТУ


Февраль

Д. Э. Розенталь - законодатель "высокой моды" в русском языке

Лектор - Анастасия Григорьевна Кротова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии НГТУ

1.JPG27 февраля лекцию для юношества «Д. Э. Розенталь – законодатель “высокой моды” в русском языке» прочитала А. Г. Кротова, кандидат филол. наук, доцент кафедры филологии НГТУ.

Лектор сказала о том, что сейчас имя «Розенталь» стало нарицательным, именем-символом, то имя, которое связано с русской орфографией и пунктуацией. Ребятам предложили попробовать угадать – «Верю и не верю» моменты из биографии Дитмара Эльяшевича, поставить напротив суждения  плюс или минус.

Дата рождения Д. Э. Розенталя неизвестна

Русский язык – неродной язык Д. Э. Розенталя

Он написал учебник итальянского языка

Он не был доктором филологических наук

Редактировал до последних дней жизни

Школьники получили тесты о Розентале и предложили поработать с ними: найти ответы, выделить интересное. Получились следующие результаты: да, год рождения неизвестен; в семье на русском не говорили (только в школе), а Дитмар Эльяшевич знал 12 языков; он серьезно занимался изучением других языков и написал учебник итальянского языка; доктором филологических наук он не был; редактировал он всегда.

А. Г. Кротова и ребята попробовали выделить все науки и области,  в которых проявил себя Д. Э. Розенталь:

·                   Лингводидактика,

·                   История,

·                   Лексикография,

·                   Практическая стилистика: он был её основателем,

·                   Культура речи,

·                   Диалектология,

·                   Переводоведение,

·                   Литературное редактирование

·                   Орфография и пунктуация

Лектор задала ребятам вопрос: «Почему его книги и учебники так популярны?». Посыпались разнообразные и правильные ответы: «Там всё точно», «Мы всегда пользуемся словарями», «Правила не меняются», «Написано простым языком». А. Г. Кротова посоветовала ребятам  «Словарь трудностей», который очень легко и просто использовать.4.JPG

В конце лекции ребята выполнили небольшое задание, связанное с орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами, каждый написал стихотворение без рифмы, например:

Розенталь

Умный, разносторонний, скромный

Переводит, учит, создает

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Культурный уровень



Январь

"Революцией мобилизованный и призванный"

Лектор - Максим Юрьевич Маркасов

   0027-025-Vo-ves-golos.png23 января состоялась лекция, посвященная 85-летию поэмы Владимира Владимировича Маяковского «Во весь голос». Лекцию «Революцией мобилизованный и призванный» прочитал Максим Юрьевич Маркасов, кандидат филологических наук, доцент ИФМИП НГПУ.

   Максим Юрьевич начал лекцию с рассказа о том, кто такой Маяковский. Но перед этим прочитал всю поэму, необходимо, чтобы она зазвучала до рассказа об авторе. Доминантой поэмы «Во весь голос» является её воспроизведение во весь голос:

«Уважаемые

     товарищи потомки!

Роясь

     в сегодняшнем

         окаменевшем г..,

наших дней изучая потемки,

вы,

    возможно,

        спросите и обо мне.

И, возможно, скажет

       ваш ученый,

кроя эрудицией

       вопросов рой,

что жил-де такой

       певец кипяченой

и ярый враг воды сырой.

Профессор,

       снимите очки-велосипед!

Я сам расскажу

    о времени

        и о себе…»

    В. В. Маяковскому и повезло, и не повезло. Все знают, что он рьяно начал служить Советской власти, стал её защитником и восхвалителем. Но всё не совсем так, даже вообще не так. На самом деле Маяковский поэт противоречивый: до революции – ярый авангардист, после – подчиненный Советской власти, но он совершенно другой. Максим Юрьевич рассказывал о том, как разрушается представление о Маяковском как о революционном поэте. Приводил высказывания литературоведов (А. К. Жолковского, Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского»), поэтов (Б. Л. Пастернака) о Владимире Владимировиче._SAM1678.JPG

    Максим Юрьевич рассказывал о том, что, когда Маяковский застрелился (14 апреля 1930 г.), то о нём забыли. Он застрелился сам, хотя это было и нелепое самоубийство. В. Маяковский стрелял себе в сердце. Так из жизни не уходят. Это как у Б. Акунина «Писатель и самоубийство» о том, как лев разорвал в клочья писателя.

    Л. Брик в 1931 г. писала письма И. В. Сталину о том, что Маяковский забыт, на что получила ответ: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». И Маяковского стали «вводить» как картофель при Екатерине. Его стали активно печатать, ввели в школьные учебники. О нем написано много литературоведческих работ, но среди них много и псевдоработ. Многие писали, что Маяковский бездарен. Маяковский – гений, но среди его текстов много слабых, судить о том, сколько он создал очень сложно.

   У Маяковского была прекрасная память. Он обладал мощным артистическим даром, снялся в 18 фильмах, но сохранились только фрагменты одного «Барышня и хулиган». Участвовал в конкурсе поэтов, один раз ему пришлось соперничать с Есениным, публика разделилась на две части, но Маяковский выиграл из-за своего артистизма и баса.

   Лектор рассуждал с ребятами о поэме «Хорошо» Владимира Маяковского, прочитал «Левый марш»:

«Разворачивайтесь в марше!

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Ваше

слово,

товарищ маузер.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой!..»

   Максим Юрьевич выделил основные мотивы и темы: тема Бога, мотив самовозвеличивания, мотив воскрешения, тема памятника. Принято считать, что Маяковский атеист – это неправда! Это мы привыкли делить: верующий и неверующий. Как сказал Осип Брик: «Бог есть, но я в него не верю!» Образ Бога присутствует везде в поэтике Маяковского. С темой Бога связан мотив воскрешения, заинтересовавший многих поэтов и писателей начала XX века. Конечно, идеи Федорова нашли отражение в творчестве.

_SAM1681.JPG   Поэма «Во весь голос» восходит к традиции «Памятника» Пушкина. Магистральная тема поэмы – оставить себе памятник. Если у Державина памятник материальный, то у Пушкина – духовный. Маяковский пытается найти свой путь.

   Максим Юрьевич отметил, что в последнее время молодым людям нравится поэзия Маяковского, и закончил лекцию словами Ю. Карабчиевского: «Притяжение к Маяковскому рано или поздно вызывает отталкивание — как естественный и очень понятный защитный рефлекс. И, однако, тем более, страшной серьезности его как явления уже никто не в силах оспорить. В сущности, он совершил невозможное. Действуя в бесплодном, безжизненном слое понятий, общаясь лишь с поверхностным смыслом слов, с оболочкой людей и предметов, он довел свое обреченное дело до уровня самой высокой поэзии... Его вершина пуста и гола, не сулит взгляду ни покоя, ни радости, — но она выше многих соседних вершин и видна с большого расстояния. Так будет всегда, хотим мы этого или нет. В этом исключительность Маяковского, его странное величие, его непоправимая слава».



2014 год


Ноябрь

Периодическая система слов

Лектор - Максим Юрьевич Маркасов

    _SAM1491.JPG21 ноября Максим Юрьевич Маркасов, кандидат филологических наук, доцент ИФМИП НГПУ, прочитал лекцию для юношества ко дню рождения Велимира Хлебникова, поэта, прозаика, драматурга, философа.

    Максим Юрьевич показал старшеклассникам лицеев, гимназий и школ Новосибирска, пришедшим на встречу, плакат: «Заклятие Велиемиром», буквы разной величины, разного цвета. Спросил с какими поэтами Серебряного века они уже познакомились? Ребята, ответили, что уже знают творчество Брюсова, Гиппиус, Маяковского, Иванова.

    Лектор спросил, что слушателям известно о Хлебникове, какие тексты он писал? Ответов было много: «Велимир – ненастоящее имя», «Повелевает миром», «Много неологизмов», «Надуманный язык», «Может ли быть имя связано с Велесом?».

    Максим Юрьевич включил аудиозапись: исполнитель – Хвост и АукцЫон, песня – Бобэоби, где смешаны два стихотворения Хлебникова: «Бобэоби» и «Из мешка».

    Лектор познакомил ребят с множеством воспоминаний современников о Хлебникове. Он жил, как писал, и писал, как жил. Лет 20-30 назад к литературоведам-исследователям творчества поэта присоединились медики-психиатры. Шувалов написал книгу о Хлебникове, где только по воспоминаниям о нем пытается поставить диагноз – шизофрения.

    В. Шершеневич писал: «…к внешнему виду питал он изумительную небрежность. Он мог годами не переодеваться и не мыться. Он умывался показательно. Умывание Хлебникова надо было бы демонстрировать в школах детям, чтоб те знали, как не надо умываться. Он наливал с большой опаской на совершенно выпрямленные ладони воду и мог часами наблюдать, как вода стекает обратно. Что он решал в эти минуты — неизвестно. Наконец он решительно черпал воду, подносил ее к лицу и в последний момент разжимал руки, так что вода выливалась обратно, не коснувшись лица. Хлебников долго тер полотенцем, а если его не было, то чем попало, сухое лицо. Иногда он даже причесывался».

    Очень известный факт: Хлебников носил стихи, написанные на обрывках бумаги, в наволочке. Хоть он был и небрежен, но он обладал потрясающим даром все организовывать. Нисколько не заботился о том, опубликуют ли его стихотворения или нет. В Шершеневич: «Денег у него не было никогда. Несколько дней он голодал. Наконец мы ему собрали кой-какие деньги, и Хлебников пошел покушать и хоть слегка экипироваться. Получив деньги, он пошел и купил хороший портсигар. На еду и на одежду денег не осталось».

    Велимира Хлебникова и не запрещали, но и не разрешали. В 1985-86 году вышел сборник «Творения», больше изданий не было.

   Максим Юрьевич познакомил ребят с главным высказыванием Велимира Хлебникова: «Я могу построить мир, где не будет ни света, ни тяготения!».

    Воспоминание Ю. Анненкова: «Забившись в кресло, похожий на цаплю, Хлебников пристально смотрел на меня, я отвечал ему тем же. Было нечто гипнотизирующее в этом напряженном молчании и в удивительно выразительных глазах моего собеседника. Я не помню, курил он или не курил. По всей вероятности – курил. Не нарушая молчания, мы не останавливали нашего разговора, главным образом об искусстве, но иногда и на более широкие темы, до политики включительно. Однажды, заметив, что Хлебников закрыл глаза, я неслышно встал со стула, чтобы покинуть комнату, не разбудив его. «Не прерывайте меня, - произнес Хлебников, не открывая глаз, - поболтаем еще немного».

   Лиля Брик вспоминает: «У Хлебникова никогда не было денег, рубашка одна, брюки рваные с бахромой. Где он жил, не знаю. Пришёл он к нам как-то зимой в летнем пальто, синий от холода. Мы сели с ним на извозчика и поехали в магазин Манделя (готовое платье) покупать шубу. Он всё перемерил и выбрал старомодную, фасонистую, на вате, со скунсовым воротником шалью. Я дала ему ещё три рубля на шапку и пошла по своим делам. Вместо шапки он на все деньги купил, конечно, разноцветных бумажных салфеток в японском магазине и принёс их мне в подарок — уж очень понравились в окне на витрине».

    Велимир Хлебников служил в армии, остались его воспоминания об этом.. Хлебников постоянно писал, но в то время был дефицит бумаги. Он оставил как-то без присмотра свою наволочку, когда вернулся, то увидел, что солдаты скурили его стихи. Поэт снял свою шапку и стал писать на ней.

   Хлебников постоянно ездил, траектория его поездок была необычная. Как-то он ехал на поезде. Поезд остановился. Картина была чудесная – зеленый луг, речка, где рыбаки ловят рыбу. Ему так захотелось с ними. Рыбак отдал ему удочку. Конечно, поезд уехал с его вещами, а Хлебников пошел дальше пешком.

   Вячеслав Иванов говорит о Хлебникове: „От Хлебникова пахнет святостью, этот запах святости я чувствую немедленно при входе его в комнату”._SAM1485.JPG

    Исполнение футуристами своих стихов – это часть художественного текста. Футуристы всегда исполняя свои стихи, устраивали шоу в кабаках и трактирах, Хлебников этого не умел. Максим Юрьевич прочёл стихотворение В. Маяковского «Нате!» и «Смехачи» как сам Хлебников, мямля и затихая.

   Какие отношения у него были с женщинами? Лектор поведал старшеклассникам такую историю.Вот воспоминания Б. Лившица: « Хлебникову понравились две девушки, и он захотел, чтобы мы пригласили их в кафе. Нужны были деньги, и поэт решил продать свои вещи. Через час он вернулся в полном унынии: за вещи давали так мало, что он не счел нужным оставлять их в закладе.

Мы мрачно молчали, стараясь найти выход из тупика.

Вдруг лицо Велимира прояснилось:

— А не взять ли нам денег у Гумилева?

— У Гумилева? Но почему же у него?

— Потому, что он в них не стеснен, и потому, что он наш противник.

— Неудобно обращаться к человеку, который после нашего манифеста еле протягивает нам руку.

— Пустяки! Я сначала выложу ему все, что думаю о его стихах, а потом потребую денег. Он даст. Я сейчас еду в Царское, а вы на сегодня же пригласите Лелю и Лилю в «Собаку».

Он исчез, надев для большей торжественности мой злополучный цилиндр.

   К вечеру он возвратился, видимо, довольный исходом поездки. Выполнил ли он в точности свое намерение или нет, об этом могла бы рассказать одна Ахматова, присутствовавшая при его разговоре с Гумилевым, но деньги он привез.

   В «Бродячей Собаке» мы заняли столик в глубине зала. Велимир не спускал глаз с хорошенькой студийки, сидевшей напротив него, и лишь время от времени беззвучно шевелил губами. На мою долю выпало развлекать беседой обеих подруг, что вовсе не входило в мои планы, так как девиц я пригласил только по настоянию Хлебникова. Кроме того, не мешало позаботиться и об ужине, а Велимир еще ничего не предпринял для этого.

    Мне удалось шепнуть ему несколько слов. Он кинулся в буфет. Через минуту на столе высилась гора бутербродов, заслонившая от нас наших визави: Хлебников скупил все бутерброды, бывшие на стойке, но не догадался оставить хоть немного денег на фрукты и на чай, не говоря уже о вине.

    Осмелев за своим прикрытием, он, наконец, решил разомкнуть уста. Нехитрая механика занимательной болтовни была для него китайской грамотой. Верный самому себе и совсем иначе понимая свою задачу, он произнес монолог, в котором все слова были одного корня. Корнесловя, он славословил предмет своей любви, и это звучало приблизительно так:

О скал

Оскал

Скал он

Скалон.

    Он не докончил своего речетворческого гимна, так как обе девушки прыснули со смеху. Хлебников был для них только полусумасшедшим чудаком.

    Почти не притронувшись к угощению, ради которого Велимир ездил в Царское Село и препирался с Гумилевым о судьбах русской литературы, Ильяшенко и Скалон поспешили удалиться из «Собаки», не пожелав использовать нас даже в качестве провожатых.

    Я уплетал бутерброды, глядя на Хлебникова, угрюмо насупившегося в углу. Он был безутешен и, вероятно, еще не понимал причины своего поражения».

    Хлебников никогда не собирал стихи, не структурировал их. За него это делали другие. Почему Хлебников так писал? Ребята отвечали: «Слом привычных норм», «Чтобы стихи могли понять лишь избранные, недоступно для обывателей», «Вернуться к первостепенной материи». Велимир Хлебников писал палиндромами. «Перевертень», поэма «Разин». Хлебников читал её в темноте, поджигал лист, вертел его и отбрасывал сгоревшие._SAM1498.JPG

    Поэт считал, что в слове содержится энергетика. Создал поэму «Слово о эль». Максим Юрьевич прочёл отрывок из поэмы «Зангези». Ребята отметили, что стихотворения похожи на заклинания, что-то языческое. Хлебников считал, что все слова, начинающиеся на одну и ту же букву, родственные. Поэт составил свою азбуку, где даны буква и её значение. Действительно, периодическая система слов. Буква «Д» – добро, а «Т» – зло. Все буквы алфавита ассоциируются с цифрами: 2 – добро, 3 – зло.

    У Хлебникова была своя концепция времени, по которой он вычислил Февральскую революцию. Причина страданий человека в том, что есть время. С помощью поэзии можно преодолеть смерть. В драме «Мирсконца» все идет в обратную сторону, сначала все старые, потом становятся моложе и моложе. Поэт именовал себя «Король времени Велимир Хлебников». Его идея – время нужно материализовать в пространство и ходить по нему.

   Жизнь поэта – это художественный текст, как и лохмотья, в которых он ходит, и его поведение.

   Умер поэт трагично. Шел пешком до деревни, отказали ноги. Долго полз. Началась гангрена, из больницы его выгнали. Хлебников умер в деревенской бане в 1922 году. Он писал: «Поэты нашего века умирают в 37».

   Максим Юрьевич закончил лекцию словами Николая Асеева: «Когда я спросил Вячеслава Иванова, почему он, зная, что уже есть гениальный поэт, не содействует его популярности, не напишет, что творчество Хлебникова - исключительно, В. Иванов с загадочной улыбкой ответил: “Я не могу и не хочу нарушать законов судьбы. Судьба же всех избранников – быть осмеянными толпой”». Это и есть гениальность!


Октябрь

Тынянов и его эпоха

Лектор - Диана Андреевна Матвеева

   _SAM1220.JPGВ четверг, 17 октября, состоялась лекция для юношества «Тынянов и его эпоха», которую ребятам прочитала Диана Андреевна Матвеева, преподаватель Института филологии, массовой информации и психологии НГПУ.

   Лектор познакомилась с ребятами, начала лекцию с вопроса: «Какие ассоциации вызывает у вас эта эпоха (начало – середина XX в.)?». Ребята отвечали: «Советская власть», «Революция». Диана Андреевна отметила, что беседа пойдет не только о человеке, но и об эпохе, показала ребятам портрет Ю.Н. Тынянова.

- Каким он вам кажется?

- Суровый.

- Умный, так как лоб высокий.

- Современный.

   Диана Андреевна зачитывает ребятам отрывки из воспоминаний (разных годов) А. Гацерелиа, В. Каверина о Юрии Николаевиче. Вспоминают А. С. Пушкина, его пристрастие к трости, как и у Тынянова. Многие современники Юрия Николаевича отмечают невероятный артистизм, редкий дар перевоплощения. Лектор обозначила основные моменты биографии Ю. Н. Тынянова: родился в городе Режеце Витебской губернии. Юрия Николаевича необходимо было бы называть Юрий Насонович, но еврейские корни были стёрты. Семья переехала в Псков, Тынянов поступил на филологический факультет, читал наизусть Вергилия, Овидия. Филологический факультет был в то время настоящим сокровищем: преподаватели - Щерба, Виноградов и другие, выпускники – Блок, Бурлюк. Уже в 1919 году вышла первая статья молодого Тынянова «Достоевский и Гоголь (К теории пародии)». Параллельно Юрий Николаевич Тынянов работал корректором, переводчиком. В 1825 году им был написан роман «Кюхля». Раньше личность Кюхельбекера была мало известна, Тынянов стал серьезно изучать, рыться в архивах. Много достоверных фактов нашли своё место в романе, Тынянов, в первую очередь, был ученым, неплохим художником, его рисунки оставляют хорошее впечатление.

   Ю. Н. Тынянов – основатель формальной школы, член ОПОЯЗа. Диана Андреевна предлагала цитаты и задавала ребятам вопросы: «Какой должна быть литература, по мнению формалистов?». «Отсутствие правил. Отсутствие стандартного подхода». В тот момент формалисты были единственные люди, которые могли объяснить современную литературу. Ввели понятие «остранение» - ключ к пониманию их метода. Термин придумал В. Шкловский. К старшеклассникам были обращены другие вопросы:

- каким был кинематограф в начале XX века?

- Черно-белый.

- Немой.

- Субтитры.

   Лектор рассказала, что кинематограф был создан в конце XIX – XX вв. в то время кинематограф воспринимался как низкое искусство. Тынянов написал сценарий к фильмам «Шинель», где объединены все «Петербургские рассказы», «Поручик Киже».

   Диана Андреевна показала ребятам отрывок фильма «Поручик Киже». Перед показом лектор говорит, чтобы ребята отметили, какие приемы используются и для чего? Ребята, посмотрев фрагмент, отвечают, что все под марш, автоматизировано, все по-военному. Жизнь лишается свободы. В кадре один и тот же человек, обезличивание. Ребята сказали, что обязательно посмотрят фильм и пойдут читать роман «Кюхля». Лекция закончилась словами Дианы Андреевны: «Тынянова нужно читать и ценить!».


Дата создания: 2014-12-02 12:41
Дата изменения: 2015-11-21 11:32