Лекция "Д.Э. Розенталь - законодатель "высокой моды" в русском языке"

Лекция "Д.Э. Розенталь - законодатель "высокой моды" в русском языке"

Лектор - Анастасия Григорьевна Кротова, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии НГТУ 

   27 февраля 2015 года лекцию для юношества «Д. Э. Розенталь – законодатель “высокой моды” в русском языке» прочитала А. Г. Кротова, кандидат филол. наук, доцент кафедры филологии НГТУ.

   Лектор сказала о том, что сейчас имя «Розенталь» стало нарицательным, именем-символом, то имя, которое связано с русской орфографией и пунктуацией. Ребятам предложили попробовать угадать – «Верю и не верю» моменты из биографии Дитмара Эльяшевича, поставить напротив суждения  плюс или минус.

   Дата рождения Д. Э. Розенталя неизвестна

   Русский язык – неродной язык Д. Э. Розенталя

   Он написал учебник итальянского языка

   Он не был доктором филологических наук

   Редактировал до последних дней жизни

   Школьники получили тесты о Розентале и предложили поработать с ними: найти ответы, выделить интересное. Получились следующие результаты: да, год рождения неизвестен; в семье на русском не говорили (только в школе), а Дитмар Эльяшевич знал 12 языков; он серьезно занимался изучением других языков и написал учебник итальянского языка; доктором филологических наук он не был; редактировал он всегда.

   А. Г. Кротова и ребята попробовали выделить все науки и области,  в которых проявил себя Д. Э. Розенталь:

· Лингводидактика,

· История,

· Лексикография,

· Практическая стилистика: он был её основателем,

· Культура речи,

· Диалектология,

· Переводоведение,

· Литературное редактирование

· Орфография и пунктуация

   Лектор задала ребятам вопрос: «Почему его книги и учебники так популярны?». Посыпались разнообразные и правильные ответы: «Там всё точно», «Мы всегда пользуемся словарями», «Правила не меняются», «Написано простым языком». А. Г. Кротова посоветовала ребятам  «Словарь трудностей», который очень легко и просто использовать.

   В конце лекции ребята выполнили небольшое задание, связанное с орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами, каждый написал стихотворение без рифмы, например:

   Розенталь

   Умный, разносторонний, скромный

   Переводит, учит, создает

   Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

   Культурный уровень