Лекция "Если ребёнок не хочет читать..." (март 2013)

Лекция "Если ребёнок не хочет читать..." (март 2013)

Запись лекции доступна по ссылке - Лекция Т.Д. Яковенко

Почему многие дети сегодня не хотят, не любят читать? Что делать, если ребенок не хочет и не любит читать? Как пробудить и укрепить интерес к книге?

            Причин, по которым дети не любят читать оказалось достаточно много. Татьяна Дмитриевна озвучила их:

·         в культуре чтения важен родительский пример. К печальным результатам приводит безразличное отношение к книгам, отсутствие интереса к чтению у родителей (например, родители в компании ребенка предпочитают книге телевизор или компьютер)

·         незнание мамой «материнской поэзии», неумение «включить» произведения малых фольклорных жанров в общение с ребенком младенческого возраста;

·         неудачный подбор книг для детского чтения в первые годы жизни ребенка; (например, слишком «взрослая» для ребенка книга);

·         неумение родителей дошкольников  интересно преподнести текст (ярко, выразительно прочитать, рассказать, инсценировать и т.д.). Скучное и монотонное чтение, отсутствия эмоций у родителя приведет ребенка к мысли о том, что чтение – невеселое занятие.

·         раннее знакомство ребенка с компьютерными играми (к вопросу о формировании вкуса).

·         «агрессивное» влияние на ребенка телевидения, появление «зависимости» от экрана (например, когда в доме телевизор работает постоянно);

·         трудности понимания ребенком литературного текста вследствие неразвитости образного мышления, воображения, речи, низкой концентрации внимания;

·         принуждение к чтению дома, в детском саду (школе), когда чтение становится «наказанием» - «пока не прочитаешь нельзя поиграть в компьютер, скушать конфету и т.д.»;

·         скучные занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду, утомительные уроки отработки навыка беглого чтения в начальной школе;

·         поспешный отказ родителей от чтения вслух («Ты умеешь читать, поэтому читай сам!»). Даже когда ребёнка научился читать сам, не стоит прекращать читать ему вслух. Во-первых, потому что он еще не в совершенстве владеет навыками чтения, а во-вторых, потому что это прекрасная возможность пообщаться с ребенком, провести с ним время.

 

Лектор дала ценные рекомендации о том, как приучить ребенка к книге:

·         начинать читать ребенку вслух еще до его рождения!

·         «включать» художественное слово в общение с ребенком и в процесс ухода за ним с первых дней жизни. Меньше говорить с ребенком на просторечии;

·         в первый год жизни позволять ребенку «исследовать»  книжки как интересный объект;

·         как можно чаще рассматривать с ребенком иллюстрации;

·         подобрать книги по возрасту, создать дома  библиотечку детской литературы из произведений самых талантливых писателей с иллюстрациями лучших художников;

·         продумать «ритуал чтения» и читать  по возможности  каждый день  (несколько минут, но ярко и артистично!);

·         как можно раньше предоставить ребенку возможность выбора книги и не отказывать ему в удовольствии послушать полюбившуюся книжку в двадцатый или даже в сотый раз!

·         купив ребенку новую книгу, обязательно подумать, как её преподнести. Прочитайте текст, поразмышляйте о прочитанном наедине с собой.

·         после прочтения книги важно обеспечить ребенку возможность поделиться с Вами своими художественными впечатлениями.  Расспросите ребенка о том, что ему понравилось, что не понравилось,  кому он хотел бы помочь, с кем из героев хотел бы подружиться и почему. Но еще важнее дать ребенку возможность выразить свои впечатления в рисунке, поделке. Поэтому бумага, карандаши, краски, клей, пластилин   должны быть наготове.

·         дети дошкольного возраста лучше понимают текст через игру. Играйте со своим ребенком в сказки, инсценируйте игровые стихи, побуждайте ребенка к собственному литературному творчеству.

·         не нужно торопиться учить ребенка читать.  Когда ребенок научится читать, не прекращайте читать ему вслух.

 

А как поступить, если что-то было упущено, и ребенок не полюбил чтение?

·         Попробуйте предложить ребенку книгу, с героем которой ребенку будет легко себя идентифицировать (например, у героя будет такое же имя, такие же интересы, как и у вашего ребенка).

·         При выборе книги оттолкнитесь от личного опыта, интересов ребенка.

·         Предложите почитать интересную книгу вместе (вслух!).

·         Зайдите с ребенком вместе в книжный магазин (библиотеку), дайте ему возможность спокойно полистать книжки, приобретите то, что ребенка заинтересовало хотя бы в какой-то мере.

·         Не заставляйте читать, не наказывайте чтением, не стыдите за то, что ребенок не любит читать.

·         Возьмите свою любимую книгу и предложите ребенку послушать Ваше чтение. Читайте себе в удовольствие!

·         Не дочитав до конца, оставьте книгу на видном месте (возможно, ребенка заинтересует продолжение и он попробует дочитать книгу сам).

 

 

Оставьте за ребенком:

·         право не дочитывать;

·         право перескакивать;

·         право читать «что попало» (даже если ребенок не хочет читать великих классиков: лучше        читать что-то, чем совсем ничего);    

·         право читать «где попало»;

·         право не читать тогда, когда совсем не хочется;

·         право молчать о прочитанном (если ребенок не хочет рассказывать свои мысли о той или иной книги – не настаивайте);

·         право высказывать свое собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым).

            Даже если что-то было упущено, попытаться вернуть ребенку любовь к чтению никогда не поздно. А, повзрослев, ребенок скажет вам спасибо за то, что вы помогли ему полюбить этот волшебный мир книги.

            В конце лекции Татьяна Дмитриевна посоветовала слушателям прочесть книгу Д. Пеннак «Как роман».