Лекция "Как научить ребёнка слушать и слышать других?" (ноябрь 2014)

Лекция "Как научить ребёнка слушать и слышать других?" (ноябрь 2014)    Запись лекции доступна по ссылке - Лекция Т.Д. Яковенко

  Как часто мы слышим жалобы родителей на то, что ребенок их не слышит и не слушает. Чем же различаются действия, обозначаемые   глаголами «слышать» и «слушать»? Почему необходимо специально учить ребенка слышать речь другого?

   Значения слов «слышать» и «слушать» в словаре С. И. Ожегова: Слушать  - 1. Воспринимать слухом (напр., музыку); 2. Публично разбирать (напр., судебное  дело); 3. Изучать, присутствуя на лекциях (напр., старославянский язык); 4. Следовать чьим-нибудь советам,  приказам (Слушал умных людей); 5. Употр. также как побуждающее обращение к кому-нибудь в начале речи (Слушай, останься здесь!).

   Слышать – 1. Различать, воспринимать  что-нибудь слухом; 2. Обладать слухом; 3. Обладать какими-либо сведениями;  4. Замечать, чувствовать; 5. Употр.  также  для  подтверждения сказанного (Слышишь, обязательно приходи завтра!).

   Можно  слушать, но не слышать, т.е. не стремиться  (не  уметь) понять  сказанное. Вопрос для размышления – как развивать у малыша способность слышать говорящего?

   Ребенок дошкольного возраста живет в ситуации (здесь и сейчас), живет определёнными эмоциями. Например, «Миша, пора спать, собирай игрушки!». Ребенок не слышит обращения родителей, оно не связано с ситуацией. Малыш слышит  только голос, а что именно ему сказали  –  нет. Если мы обращаемся к ребенку, то рассчитываем тут же получить ответ! Если мы требуем что-то, то хотим, чтобы малыш исполнил требование!

  Татьяна Дмитриевна рассказала об эксперименте, проведенном учеными. Ребята получили речевую инструкцию: «Соберите кубики с пола в коробку». Нужна пауза, чтобы это было услышано. Через некоторое время малыши собирают кубики. Звучит вторая инструкция: «Уберите кубики из коробки на полочку», но дети продолжают собирать кубики в коробку. Родители, поступая так  в живой ситуации, совершают психологическое насилие над ребенком, так как наши требования превышают способности, возрастные возможности ребёнка.

   Как же развивать способность слышать? Татьяна Дмитриевна дала родителям рекомендации:

1.Правильно организовать пространство общения. Даже для взрослых это значимо. Необходимо установить зрительный контакт, говорить «глаза в глаза». Тон должен быть спокойным, а интонация  – доброжелательной. Но не так, как говорят взрослые своему ребёнку: «Ты куда пошел!? Сколько раз можно тебе говорить?!». Когда малыш хочет поговорить со сверстником, то он разворачивает его к себе.

2.Доступный язык (с учетом ограниченного словарного запаса, уровня освоения грамматики). Если в предложении есть непонятное слово, то есть вероятность, что и вся фраза будет недоступной для ребенка. Но не нужно улюлюкать, сюсюкать, коверкать слова или говорить офисным языком. Ребенок закрывается от непонятной и недоступной информации.

3.Отказаться от повторений, нравоучений, нотаций. Е. О. Смирнова писала: «Мы явно переоцениваем объяснительный метод воспитания дошкольника». В 4 года наступает перемена отношения к сверстнику, так как с ним интереснее играть. Хочешь быть принятым в игру, то считайся с правилами! К концу дошкольного возраста ребенок умеет общаться со сверстниками, пытается доказать, принять другого, отступить, если это нужно.

4. Читайте, рассказывайте   ребенку  сказки, беседуйте  о прочитанном, предлагайте проиграть какой-либо эпизод, содержащий диалоги  героев. Пусть ребенок примерит на себя. Печально осознавать, но даже взрослые стали мало читать!

5. Слушайте сказки! Приобретите  ребенку аудиозаписи интересных детских книг и предлагайте сначала послушать вместе, а затем – самостоятельно.

6.Играйте в игры, ведь любой предмет может стать чем угодно. Акцентируйте при этом внимание ребенка не на действиях с предметами, а на ролевых диалогах.

7.Игры по правилам. Таких игр очень много, они нужны для умения слушать другого. Они научат его  понимать речевые инструкции, следовать  им и тем самым сдерживать свои импульсивные действия, т.е. управлять своим поведением. 

8.Договоритесь с  ребенком о том, что вы  можете повторить свое предложение или  просьбу  максимум 2 раза. При нарушении  данного договора  ребенок  должен столкнуться с некоторыми неприятными для него последствиями, о которых его следует обязательно заранее предупредить.

9.Помните, что ребенок  не способен услышать взрослого тогда, когда поглощен игрой или каким-либо другим увлекательным для него занятием.  Поэтому в этот момент не стоит давать ребенку какие-либо распоряжения. 

10.Рассчитывая на внимание ребенка к своим словам, будьте и сами внимательны к высказываниям ребенка. Ваше поведение может стать для него эталоном. 

   После лекции слушатели задали Татьяне Дмитриевне волнующие их вопросы,  получили комментарий к определенным ситуациям.