Лекция "Как общаться и развивать ребёнка раннего возраста?" (октябрь 2016)

Лекция "Как общаться и развивать ребёнка раннего возраста?" (октябрь 2016)

Целая эпоха в развитии ребенка – от рождения до трех лет, от беспомощного грудничка, до человека, который громко говорит: «Я САМ!». Движущей силой развития психики ребенка является его собственная активность, которая позволяет ребенку осваивать все богатство социального опыта, развивать наследственные природные задатки, на их основе – способности. Лектор говорит, что если ребенка все время ограждать от активности («Посиди, внучек», «Устал – отдохни»), то задатки угаснут, не перерастут в способности. Собственная активность позволяет ребенку преодолеть негативное влияние среды (неблагополучная семья, асоциальное окружение, конфликты со сверстниками и др.), выбиться из своего социального окружения.

Татьяна Дмитриевна задала вопрос: «А что же делать родителям в это время?». Родители, бабушки отвечали: «Поощрять, способствовать развитию ребенка, помогать». Лектор подтверждает, говоря то, что ребенку необходимо дать возможность познавать мир, не гасить активность, ребенок может развиваться только в деятельности.

Следующий вопрос обсуждения: Какова роль среды в развитии ребенка? Среда – это источник, условие полноценного развития ребенка. Данное условие может быть позитивным или негативным. Татьяна Дмитриевна уточняет вопрос: «Что в среде влияет на ребенка в большей мере?». Общение с взрослыми и сверстниками. На первом месте, конечно, находятся родители. Педагог рассказывает и о роли наследственности, которая является лишь предпосылкой развития (обязательным условием, но недостаточным для нормального психического развития). Но и задатки абсолютизировать тоже нельзя.

Педагог переходит к главной теме лекции – Общение с ребенком. Малыш нуждается в особом общении, Татьяна Дмитриевна показывает пример родителям, бабушкам, как нужно обращаться к ребенку: «Никитушка, а почему мы плачем?», «А где мы упали?». Мама говорит ребенку не ты, а мы, не отделяя себя от ребенка (они - целое). В первые месяцы жизни общение должно строиться взрослым как «диалог за двоих». Это значит - задавать вопросы ребенку и самому на них отвечать за ребенка, комментировать свои действия и действия, состояния малыша.

Татьяна Дмитриевна приводит горькие примеры, когда родители спрашивают: «А зачем вообще с ним разговаривать? Вот подрастет – наговоримся!». Ребенку необходимо интимно-личностное общение с самыми близкими взрослыми, доброжелательное внимание и любовь.

Лектор дала рекомендации, как нужно общаться с младенцем:

1. В моменты бодрствования обязательно разговаривайте с ребенком так, словно он все понимает;

2. Говорите мягко, ласково, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, но не коверкая слова! 2-3 месяц жизни – наиболее благоприятный период для развития речевого слуха;

3. Чаще называйте ребенка по имени (это позволяет ему выделить себя из предметного, затем из социального окружения). Все взрослые должны называть ребенка одинаково;

4. Чаще улыбайтесь ребенку, ведь он живет радостно и светло;

5. Обеспечьте тактильный контакт с малышом (чаще берите на руки, нежно поглаживайте головку, тельце ребенка);

6. Смейтесь вместе с малышом;

7. Укладывая спать, обязательно пойте колыбельные песенки (это помогает безболезненно перейти из состояния бодрствования в состояние сна);

8. Повторяйте за ребенком произносимые им речевые звуки, эмоционально поддерживайте все его вокализации, побуждайте его к речевой активности;

9. Используя народные пестушки, помогайте ребенку безболезненно перейти из состояния сна в состояние бодрствования.

Потягушки-порастушки:

В рученьки — хватушки,

В ноженьки — ходушки,

В роток — говорок,

А в головку — разумок!

Татьяна Дмитриевна рассказывала о развитии ребенка в определенные периоды. В первые шесть месяцев жизни у ребенка формируется базовое доверие к миру. Привязанность формируется к тому взрослому, кто с ним общается. Татьяна Дмитриевна рассказала слушателям про эксперимент М. И. Лисиной и ученых в детских домах. Дети каждый день получали сеансы общения с психологами, которые просто ласково разговаривали, улыбались, не использовали никаких игрушек. Дети через некоторое время выделяли этих психологов из своего окружения, доверяли им. Благодаря общению ребенок ощущает себя комфортно. Слушающие сразу отозвались на эти слова: «Ребенок к папе больше тянется, хоть я с ним весь день провожу! А папа приходит – мы растаяли!». У ребенка начинает развиваться познавательная деятельность, он ощупывает – изучает. Обеспечивается физическое и психическое здоровье, эмоциональное благополучие малыша. Происходит развитие артикуляционного аппарата и понимания речи. Мы создаем базу для активного говорения.

С 6 до 12 месяцев обеспечьте ребенку возможность ползать и исследовать окружающие предметы: рассматривать, ощупывать, облизывать, бросать и т.п. Ребенок садится, и перед ним открываются новые перспективы. Терпеливо показывайте ребенку действия с предметами и обязательно сопровождайте свой показ кратким пояснением. Показывая ребенку какой-либо предмет, добейтесь зрительного сосредоточения на нем. Сначала дайте ребенку предмет, пусть он с ним познакомится, потом только называйте этот предмет (четко, выговаривая каждый звук). Ребенку этого возраста нельзя давать указания «в спину»: обращаясь к ребенку, обеспечьте ему возможность хорошо видеть ваше лицо (глаза, губы). Правильно организованное общение обеспечит развитие понимания речи и психики в целом.

Татьяна Дмитриевна указывает на показатели успешного развития предпосылок речи и психики в целом (к концу первого года):

1. Ребенок указывает на знакомые предметы или людей, которых ему называют;

2. Выполняет по просьбе взрослого элементарные предметные и игровые действия;

3. Активно лепечет;

4. Имитирует большое количество звуков; ребенок знает свое имя и реагирует на него;

5. Знает по именам членов семьи;

6. Произносит несколько слов (мама, папа, дай, нет, баба, пить и т.д.), от 5 до 40;

7. Активно использует разнообразные невербальные средства в общении с близкими взрослыми;

8. Проявляет интерес к предметам (собирает, разбирает, разрывает) и к совместным действиям со взрослым.

Ранний возраст – это период активного познания предметного мира. Педагог дала рекомендации родителям:

1. Позаботьтесь о безопасности, обеспечьте ребенку возможность исследовать окружающий мир;

2. Приход каждой игрушки должен быть обыгран. Побуждайте называть любимые игрушки и предметы и действия с ними;

3. Каждый день обязательно читайте ребенку книжки, рассматривайте вместе с ним картинки, предлагайте договаривать окончание стихотворной строчки, изображать действия героев. Приучайте ребенка к хорошим книгам, так как у ребенка есть природные предпосылки к восприятию художественного текста. Читайте так, чтобы книга оживала для ребенка;

4. На втором году жизни учите ребенка играть в сюжетные игры (укачивать куклу, «кормить» мишку и т.п.);

5. Для развития активной речи мотивируйте ребенка называть предметы, действия; играйте в «пальчиковые игры»;

6. Побуждайте ребенка к диалогу!

Дата создания: 2017-07-11 12:23
Дата изменения: 2017-07-11 12:23