Лекция "Как помочь ребёнку заговорить?" (сентябрь 2017)

Лекция "Как помочь ребёнку заговорить?" (сентябрь 2017)

Специалисты отмечают, что в шесть раз увеличилось число детей с тяжелыми нарушениями речи. По данным мониторинга, более пяти тысяч дошкольников г. Новосибирска имеют эти нарушения. Современные дети начинают говорить позже, чем дети, родившиеся несколько лет назад. Сейчас у малыша трех, даже трех с половиной лет, нет речи.


С чего начинается речь?

Весь первый год – доречевой этап. Важно обеспечить способность понимать обращённую к ребёнку речь. С первых дней жизни нужно много разговаривать: разговаривать так, будто малыш всё понимает, но не искажать слова. Разговаривать, не используя термины, сложные фразы. Комментируйте свои действия, состояния ребёнка. Разговаривайте мягко, спокойно, чаще улыбайтесь, называйте ребёнка по имени, поддерживайте его смех.

Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым, обеспечьте тактильный контакт.

Для развития предречевых вокализаций побуждайте к повторному воспроизведению звуков.

Реагируйте на плач ребёнка: подойдите и узнайте, почему так, выражайте сочувствие.

Дайте возможность исследовать окружающий мир, уберите предметы, которые опасны. Восприятие – базовый процесс, на его основе развивается речь. Любой предмет желательно называть, важно, чтобы малыш видел при этом ваше лицо.

Важно! Обращайтесь к детскому фольклору, особенно с двух до шести месяцев, в этом возрасте лучше воспринимаются стихи. Пойте колыбельные песни, играйте с потешками, читайте прибаутки и пестушки. От шести месяцев между собой и ребёнком нужно поставить предмет.

Достижения к 1 году:

-проявляет внимание к речи;

-подражает речи;

-находит предмет по просьбе взрослого;

-осознанно, по своей собственной инициативе произносит несколько слов (варьируется от звукокомплекса до слов).

Речевое развитие девочек опережает речевое развитие мальчиков.


Как развивать речь от 1 года до 2-ух лет?

Развивается активная речь. Побуждайте называть предметы или действия – часть слова, слог, например, «бу ако» - буду молоко.

Дети любят яркие книжки, желательно, чтобы картинки встречались и в его повседневной жизни.

Читайте стихотворения, используя игрушки, разыгрывайте сами, затем с малышом вместе. Первые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.

Обязательно играйте в «пальчиковые игры».

Достижения к концу 2 года:

-хорошо понимает речь;

-увеличивается активный словарь (300-400 слов разных частей речи);

-ребёнок начинает использовать слово в «обобщающей» функции;

-использует формы некоторых падежей;

-появляется 1 лицо глаголов и местоимение «Я»;

-активно используются глаголы в повелительном наклонении;

-правильно произносит гласные и некоторые согласные;

-развивается связная речь.


Развитие речи от 2 до 3 лет.

Наиболее важный возраст для развития речи. Всё зависит от родителей. В этом возрасте малыши активно взаимодействуют с игрушками, но нельзя надолго оставлять ребёнка с предметом. Играйте вместе, задавайте вопросы. Полезно слушать сказки и песни в хорошем исполнении.

Важно развивать потребность в сотрудничестве со взрослыми. Не торопите ребёнка, не говорите сами за малыша, помогайте разговориться.

Похвала уместна тогда, когда ребёнок преодолел что-то. Девочек нужно хвалить эмоционально и ярко, обязательно в присутствии кого-либо.

Как можно больше разговаривайте, общайтесь глаза в глаза, поясняйте все, что происходит вокруг малыша, комментируйте ситуации, на которые он обращает внимание.

Включайте ребёнка в совместную двигательную активность (бух, топ, плюх, прыг и др.).

Не торопитесь выполнять просьбы и требования, которые малыш выражает невербальными средствами.

Придумывайте и разыгрывайте небольшие спектакли для игрушки, например, «Миша упал, миша плачет. Что мы ему скажем? Не плачь, миша!»

Не торопитесь заканчивать строчку любимого стихотворения.

Не оставляйте ребёнка наедине с телевизором, телефоном. Мультфильмы не более 15 минут, обязательно вместе со взрослыми, обсуждая всё увиденное.

Не нагружайте ребёнка чрезмерной информацией, которую ему сложно осознать. Пусть сам делает открытия, опыты с водой и песком, наблюдение за цветами, муравейником и др.

Обогащайте впечатления ребёнка (прогулки в парке, сквере; поход в зоопарк, в театр, в филармонию и т.д.).

Ближе к трём годам постоянно наблюдать с ребёнком за разными явлениями, обсуждать их.

Запишите малыша в детскую библиотеку и участвуйте в конкурсах, представлениях.


Если у ребёнка от 2 до 2,5 лет не появляется активная речь, то нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу.

Дата создания: 2017-08-29 10:53
Дата изменения: 2017-10-05 17:57