Лекция "Как помочь ребёнку заговорить?" (январь 2014)

Лекция "Как помочь ребёнку заговорить?" (январь 2014)

   Главными вопросами  для обсуждения были: С чего начинается речь? Какие условия необходимы для развития речи в первый год жизни? Что такое автономная детская речь? Почему ребенок может долго не говорить или говорить очень плохо? Как помочь ребенку заговорить?

   Татьяна Дмитриевна рассказала что, благодаря речи, освоению языка  ребенок приобщается к человеческой культуре, становится полноправным членом общества, поскольку слово есть знак, имеющий общее значение для всех носителей родного языка. 

  Речь перестраивает все психические процессы ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), позволяет малышу  выстраивать полноценное общение с другими людьми. С помощью речи ребенок планирует свою деятельность и управляет своим поведением. Посредством речи  он может выразить разнообразные чувства.

   Лектор сообщила некоторые результаты анализа современной  ситуации  в аспекте речевого развития детей:

- за последние 20 лет  значительно   увеличилось количество детей, имеющих серьезные нарушения речи и нуждающихся в помощи логопедов;

- современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники несколько десятилетий назад.

       Наблюдается следующие тревожные тенденции:  

·   к концу дошкольного детства многие дети слабо владеют речью как средством общения, познания мира, выражения своих переживаний, планирования и регуляции своей деятельности и поведения;

·   многие дети не могут самостоятельно составить описание, повествование, рассуждение. Низкий уровень развития связной речи затрудняет контакты  с другими людьми, обучение в школе, ограничивает возможности самореализации личности.

·   дети не владеют  многими речевыми жанрами;

·   специалисты отмечают ограниченность детского словаря, слабое владение детьми нормами литературного языка;

·   у многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и к речи окружающих.

   Татьяна Дмитриевна объяснила, с чего начинается речь ребёнка.

     Первый год жизни – доречевой этап в развитии ребенка. На этом этапе формируются предпосылки овладения речью. Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) через развитие понимания речи взрослых (развитие пассивной речи); 2) через развитие предречевых вокализаций.

   Педагог дала рекомендации, как обеспечить развитие понимания речи и предречевых вокализаций в  первые годы жизни:

1.    В первое полугодие жизни в периоды бодрствования ребенка как можно больше разговаривайте с ним («оречевляйте» свои действия и действия, состояния малыша; ведите диалог «за двоих»).

2.    Включайте в свое общение с ребенком фольклорные и литературные тексты.

3.    Разговаривайте с ребенком мягко, ласково.  Это обеспечит малышу чувство эмоционального комфорта, повысит его активность в эмоциональном контакте с близкими взрослыми.

4.     Повторяйте  за ребенком произносимые им речевые звуки, эмоционально поддерживайте все его вокализации, побуждайте его к речевой активности.

5.    Во время бодрствования обеспечивайте ребёнку свободу движений, возможность исследования окружающих предметов (разных по цвету, форме, величине, фактуре материалов, из которых они изготовлены).

6.    Побуждайте ребёнка к рассматриванию лиц близких взрослых.

7.    После трёх-четырёх месяцев постепенно расширяйте круг общения ребёнка.

8.    Во втором полугодии обеспечьте ребенку возможность ползать и исследовать окружающие предметы: рассматривать, ощупывать, облизывать, бросать и т.п.

9.    Терпеливо показывайте ребенку действия с предметами и обязательно сопровождайте свой показ кратким пояснением.

10. Показывая ребенку какой-либо предмет, добейтесь зрительного сосредоточения на нем.

11. Называйте предмет четко, выговаривая каждый звук.

12.  Обращаясь к ребенку, обеспечьте ему возможность хорошо видеть ваше лицо (глаза, губы).

    Показатели успешного развития предпосылок  речи (к концу первого года):

1.   Ребенок указывает на знакомые предметы или людей, которых ему называют;

2.   ребенок выполняет по просьбе взрослого элементарные предметные и игровые действия;

3.   ребенок активно лепечет;

4.   ребенок имитирует большое количество звуков;

5.   ребенок знает свое имя и реагирует на него;

6.   ребенок знает по именам членов семьи;

7.   ребенок активно использует разнообразные невербальные средства в общении с близкими взрослыми;

8.   ребенок проявляет интерес к предметам и к совместным действиям со взрослым.

   Татьяна Дмитриевна ответила, почему ребенок может долго не говорить или говорить очень плохо.

  Возможные причины:

1. Органические причины: недоразвитие и нарушения деятельности мозга, возникающие в период внутриутробного развития, в период родов или сразу после рождения; различные органические поражения периферических органов речи (например, расщепление нёба).

2. Психоневрологические  причины: умственная отсталость, различные нарушения памяти и расстройство других  психических функций.

3. Функциональные причины: отклонения в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе ребенка.

4. Социально-психологические причины: дефицит общения со взрослыми; неадекватность формы общения возрасту ребенка; избыточное понимание взрослыми автономной речи, невербальных проявлений ребенка; активное использование взрослыми детского языка; неправильная речь родителей; ограниченность  жизненных впечатлений.

    Лектор дала советы, как помочь ребёнку заговорить.

 Необходимые условия:

1.   Нормальная, культурная речь близких взрослых.

2.   Полноценное, содержательное общение с ребенком.

3.   Интенсивное общение ребенка с более старшими (говорящими) детьми.

4.    Совместная деятельность (игровая, продуктивная, элементарная трудовая, экспериментирование, конструирование) с взрослыми и другими детьми.

Дата создания: 2017-07-10 12:42
Дата изменения: 2017-07-10 12:42