Лекция "Ключевые слова текста как точки удивления и понимания"

Лекция "Ключевые слова текста как точки удивления и понимания"    Лектор - Н.В. Максимова, доктор филологических наук, профессор НИПКиПРО  

   16 января 2014 года в театральном зале НГОНБ состоялась открытая лекция для горожан «Ключевые слова текста как точки удивления и понимания», которую прочла Наталия Викторовна Максимова, доктор филологических наук, профессор кафедры гуманитарного образования НИПК и ПРО. Тема заявленной лекции актуальна и интересна, на встречу с известным филологом пришли люди разных возрастов: от пенсионеров до школьников. 
    Сначала Наталья Викторовна рассказала о трех признаках ключевого слова текста: ключевое слово содержит главную идею текста, часто повторяется и занимает сильные позиции (заголовок, кульминация, конец текста). 
    Лектор объяснила, что автор всегда стремится донести до читателя ключевые слова. 
Существуют простые методы выделения ключевых слов – подчеркивание, жирный курсив, восклицательный знак (особенно для учебников). Если смысловой уровень содержания текста высокий, то автор использует другие, не очевидные приемы и от читателя требуются особые знания, чтобы определить ключевые слова. 
    Профессор объяснила, что понимание текста – это довольно сложный процесс. Если человек может перевести новый текст на другой язык, пересказать своими словами – значит, он понял текст. 
    Особенно это важно для школьников. 
    На практике все присутствующие поняли, насколько сложно обнаружить ключевые слова в тексте. 
    Слушателям были предоставлены «слепые» тексты из произведений А. П. Чехова и Юрия Коваля, где на месте пропусков должны были быть ключевые слова. Гости библиотеки достаточно долго размышляли, анализировали лексику представленного отрывка, и им удавалось угадать ключевые слова текста или близкие к ним синонимы. 
    Далее Наталия Викторовна рассказала слушателям о международном тестировании PISA (Programme for International Student Assessment) для молодежи (с16 до 22 лет). На тестировании определяют уровень математической грамотности, естественнонаучной и грамотность чтения. Эта диагностика показывает, что современные российские ребята занимают последние места в общем списке (40-е из 60-ти). 
Профессор обратила внимание слушателей на то, что размышление над текстом начинается с удивления. А точки удивления (это понятие Школы диалога культур) –это моменты остановки и интеллектуально-эмоционального сопротивления сознания некоторому новому, обнаруженному, но ещё не имеющему объяснения, факту. Вниманию гостей были представлены три типа точек удивления, выделенные психологом И.Е. Берляндом: 
- сопротивление материалу, 
- сопротивление чужой точке зрения, 
- сопротивление культурному тексту. 

Дата создания: 2017-07-18 11:16
Дата изменения: 2017-07-18 11:16