Лекция "Модные слова: происхождение и употребление"

Лекция "Модные слова: происхождение и употребление"    Лектор - Ю.М. Бокарева, кандидат филологических наук, доцент НГПУ
   Запись лекции доступна по ссылке - Лекция Ю.М. Бокаревой
 

  19 декабря 2013 года в конференц-зале НГОНБ состоялась лекция «Модные слова: происхождение и употребление», которую прочла Юлия Михайловна Бокарева, к. ф. н., доцент кафедры современного русского языка НГПУ. На лекции присутствовали слушатели разных возрастов: от школьников до пенсионеров. Данная тема интересна и волнует многих. Лектор рассказала, как и почему уходят одни слова и появляются другие. 
    Юлия Михайловна рассказала слушателям про конкурс «Слово года». Конкурс очень популярен в США, Франции, Германии, Японии, других странах мира. Он проводится в нескольких номинациях, главная из которых – Слово года. Другие номинации: Самое полезное слово, Самое творческое, Самое ненужное, Самое возмутительное и оскорбительное, Самое успешное ( то, которому суждена долгая жизнь), Самое неуспешнoе слово года. В России выборы Слова года проходят, начиная с 2007-года. Конкурс проводится сайтом ИМХОНЕТ и Центром развития русского языка, при поддержке Региональной Общественной Организации «Центр Интернеттехнологий» (РОЦИТ). 
«Слово года» еще более знаково, чем человек года: оно позволяет подвести краткий и ёмкий итог прошедшим за год событиям. Это проекция умонастроений людей, своего рода индикатор пульса общества. Возможно, это не столь четкий критерий, как валовой национальный доход или индекс человеческого развития, но слова тоже представляют собой полезный контрольный список. 
    Лингвисты подводят итоги и представляют короткий список слов, словосочетаний и выражений, из которых, по мнению избирателей, складывается образ уходящего года. В России у конкурса есть специфика: слова-символы выбирают не только эксперты, но и пользователи: в публичном голосовании участвовать может каждый. Если говорить о словесном портрете года, то он не может быть единым, он должен быть множественным, соответственно и слова, предложенные на конкурс, совершенно разные. Для бизнесмена главным словом года может оказаться слово «налоги», для студента-первокурсника – «ЕГЭ», для сельского жителя Европейской части России – слова «пожары», «погорельцы», «засуха». Так, в 2007 году конкурс проводился впервые, в двух номинациях: «слово» и «антислово». Словами 2007 года большинством голосов названы «гламур» и «нанотех! нологии». Антисловами (пропагандистские слова-подмены, словафальшивки) названы «креатив» и «по! литконкретность». (В списке так же есть «мачизм» (от «мачо») и «шакалить»). В конкурсе 2008 года– уже пять номинаций. Словами 2008 года стали «кризис» и «коллайдер. Результаты конкурса 2013 года на данный момент не известны. 
Далее Юлия Михайловна сообщила о путях возникновения модных слов: через заимствования, создание новых слов, актуализацию известных. 
   В свою очередь заимствования делятся на внешнее и внутреннее. Внешнее заимствование – это заимствование из других иностранных языков (монитор, блог, сайт и т.п.). Так же звуковое заимствование (мыло – mail, мерен – Mercedes и т.п.). Внутреннее – это заимствование в литературный язык из других слоев языка (из диалектов, жаргонизмов, просторечий). 
    Создание новых слов происходит по моделям (гламур – гламурный, беруша – взяточник, сдербанк и др.). Замена заимствований русскими аналогами: лыбик – смайлик, загарий – солярий и др. Актуализация старых слов часто сопровождается восстановлением в них оценочных значений положительности (употребление старых слов в языковой игре). 
    Слушателям интересно было также узнать, как именно употребляют «модные» слова. М. Кронгауз предлагает три волны употребления: «профессиональная волна», «бандитская волна» и «гламурная волна». «Профессиональная волна» – названия новых профессий (гринкипер – специалист по спортивным газонам, спичрайтер – специалист по написанию текстов, и др.). «Бандитская волна» – жаргон. «Гламурная волна»– здесь на первый план выходит оценка, слова связанные с глянцевыми журналами, богатством (шик, блеск, красота и др.). 

Дата создания: 2017-07-18 10:59
Дата изменения: 2017-07-18 10:59