Лекция "Ребёнок накануне школы: как развивать связную речь?" (март 2015)

Лекция "Ребёнок накануне школы: как развивать связную речь?" (март 2015)    Запись лекции доступна по ссылке - Лекция Т.Д. Яковенко

   Для обсуждения на лекцию были вынесены следующие вопросы: Что такое связная монологическая речь? Чем монологическая речь отличается от диалогической? Что значит «развивать монологическую речь» ребенка?Как развивать монологическую речь в условиях семейного воспитания, не превращая семью в школу?

   Ученые выделяют следующие характеристики монологической речи:

· связная, относительно развернутая форма речи одного лица.

· может быть устной и письменной.

· отличается от диалогической речи механизмами порождения высказывания.

   Процесс порождения монологической речи

1)предварительное осознание говорящим цели своего высказывания (зачем нужно высказывание);

2)формулирование для себя  замысла своего высказывания (о чем надо сказать и что именно сказать);

3) перекодирование исходного замысла в схему будущего высказывания (составление плана);

4) тщательный отбор языковых средств для реализации речевого замысла;

5) реализация замысла во внешнем плане.

   Типы монологических высказываний выделяются в зависимости от того, что представляет собой ваше высказывание: высказывание – описание, высказывание – повествование, высказывание – рассуждение.

   Специалисты в последнее время отмечают трудности накануне школы в развитии речи у детей. Без помощи взрослого ребёнок не может:

· осознать цель своего высказывания,

· сформулировать во внутреннем плане свой речевой замысел,

· спланировать свое высказывание,

· осуществить свой замысел в  слове (не удается найти точные слова, грамотно построить предложения, связать предложения в целостный текст и т.д.). 

1. Монологическую речь необходимо целенаправленно развивать.

2. Развитая связная речь – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.

   Развитие  потребностей в общении, в познании, в самореализации; развитие способности сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно ставить цель высказывания; развитие способности  осознавать свой замысел и планировать вслух  последовательность изложения; развитие стремления осуществлять речевые пробы (поиск точных слов, выражений, грамматических конструкций и т.д., соответствующих цели высказывания); развитие способности  оценить свое и чужое высказывание (на предмет соответствия цели) и при необходимости скорректировать сказанное.

   Развивайте базовые  потребности ребенка в общении, в познании себя и мира, в самореализации, в самоутверждении в обществе взрослых и сверстников.

   Обогащайте жизненные и художественные впечатления ребенка через посещение театров, музеев, художественных выставок, цирка, зоопарка, скверов, природных заповедников, чтение книг, беседы и т.д.

   Предоставляйте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, делиться впечатлениями.

   НЕ подвергайте критике неудачное суждение, плохо сформулированный вопрос.

   Помогайте своему ребенку  тактичными вопросами осознать цель и замысел своего высказывания.

   С  ребенком трех-пяти лет сочиняйте  вместе.

   Чтобы научить ребенка планировать свое высказывание, предлагайте ему сначала схематично изобразить  последовательность событий, а затем, опираясь на рисунки-схемы, рассказать свою историю.   

   С  ребенком  5-7 лет составляйте вместе план высказывания: описания какого-либо предмета, повествования о каком-либо событии, рассуждения на какую-либо тему. Помогайте придерживаться этого плана при построении текста (тактичными вопросами, незаметными подсказками и т.п.).

   Ребенка 5-7 лет побуждайте  к  анализу своего высказывания (удалось ли достичь желаемого результата).

   Приёмы активизации речевого творчества: придумывание концовки недочитанной сказки или истории,придумывание предыстории героя, сочинение писем воображаемому герою  или автору художественного произведения, написание писем животным, сочинение истории от имени другого (животного, растения, предмета одежды и т.д.), сочинение фантастических историй (что было бы, если бы …), сочинение на основе известных сказок своей сказки, придумывание своей истории по иллюстрациям новой для ребенка книги.