Лекция "Родительская педагогика: законы детского развития" (сентябрь 2013)

Лекция "Родительская педагогика: законы детского развития" (сентябрь 2013)    Запись лекции доступна по ссылке - Лекция Т.Д. Яковенко

   В начале занятия, темой которого была «Родительская педагогика: законы детского развития», Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель психологии и детской литературы НГПУ, рассказала слушателям о предыдущей работе лектория и о своем опыте взаимодействия с родителями. Она показала, чем занимались родители на практикумах, какие существуют перспективы работы у лектория, что тематика следующих встреч определяется совместно с родителями, предпочтение отдается диалогу, использованию интерактивных методов работы.

   Лектор предложила слушателям ряд тем, которые будут обсуждаться на занятиях лектория, исходя из своего многолетнего опыта работы с родителями в городском центре здоровья и детского развития «Магистр»:

· Какие условия необходимо создать в семье  для полноценного психического развития ребенка?

· Какова роль мамы, папы, бабушек и дедушек в воспитании ребенка?

· Как правильно общаться с ребенком на разных возрастных этапах?

· Как  научить ребенка слушать и слышать других людей?

· Как развивать диалогическую и монологическую речь в детском возрасте?

· Как  пробудить  и «удержать» интерес ребенка к книге, чтению?

· Как правильно выбрать книгу для  детского чтения?

· Нужен ли малышу компьютер?

· Какие игры и игрушки развивают дошкольника?

· Почему дети бывают непослушными?

· Что такое  «гиперактивность» в детском возрасте?  Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка?

· Какова природа детской агрессии?

· Как помочь ребенку подружиться со сверстниками, найти свое место в детском сообществе?

·  Как подготовить ребенка к школе?

·  Как выявить природные задатки  ребенка и развить его способности?

·  Как учитывать  темпераментные особенности  ребенка  в процессе воспитания?

·  Детская истерика: норма или болезнь?

·  Откуда берутся детские страхи?

·  Почему дети лгут?

   Татьяна Дмитриевна попросила слушателей рассказать о себе и своих детях. Состав слушателей был достаточно разнообразен – девушки и молодые люди, не имеющие пока детей, молодые родители – папы и мамы детей от 2-х месяцев до 5 лет, родители детей-школьников и заинтересованные бабушки. Слушатели отмечали, что им важны и интересны все темы, но каждый обозначил для себя несколько наиболее актуальных: как на модель поведения ребенка влияет модель поведения героев фильмов, книг, игр и т.д.; как не избаловать и не «задавить» индивидуальность  ребенка.

   Далее Татьяна Дмитриевна рассказала о законах детского развития: процессе активного  освоения  ребенком  общественно-исторического опыта познания, переживания и преобразования мира, движущей силе  развития психики ребенка –  его собственная активность. Лектор акцентировала внимание на то, что активность позволяет ребенку осваивать все богатство социального опыта. Без собственной активности  невозможно развитие  наследственных природных задатков  и на их основе – способностей. Собственная активность позволяет ребенку при необходимости преодолеть негативное влияние среды (неблагополучная семья, асоциальное окружение, конфликты со сверстниками и др.). Педагог подчеркнула, что основным условием полноценного развития ребенка является адекватное возрасту общение со взрослыми и сверстниками.

   Татьяна Дмитриевна   назвала некоторые законы  развития ребенка:

·  Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть процесс качественных изменений. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени.

·  Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

·  Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними функциями самого ребенка.

   После занятия слушатели задавали вопросы, завязалась небольшая дискуссия на темы: «Как определить, есть ли творческие способности у ребенка и как правильно их развить?» и «Стоит ли заставлять ребенка заниматься делом, которое ему не очень нравится?». 

Дата создания: 2017-07-10 12:06
Дата изменения: 2017-07-10 12:06