Лекция "Умный вопрос - добрая половина знания"

Лекция "Умный вопрос - добрая половина знания"    Лектор - Н.В. Максимова, доктор филологических наук, профессор НИПКиПРО.
  Запись лекции доступна по ссылке - Лекция Н.В. Максимовой.  

 18 декабря 2014 года состоялась открытая лекция для горожан « “Умный вопрос – добрая половина знания” (о коммуникативной культуре вопроса)», которую прочитала Наталия Викторовна Максимова, доктор филологических наук, профессор НИПКиПРО. 
    Наталия Викторовна лекцию начинала словами Ф. Бэкона «Умный вопрос – добрая половина знания», в которых видно противоречие. Обычно вопрос является знаком незнания, непонимания. Мы воспринимаем его с негативной стороны. Но Ф. Бэкон думает по-другому. Давайте поразмышляем над его словами. В. П. Тыщенко, преподаватель НГПУ, всегда говорил студентам и аспирантам: «Если вы зададите хороший вопрос, то я поставлю пятёрку». 
   Первым философом, который стал размышлять над культурой вопроса, был Сократ. Культуру вопроса надо развивать! В настоящее время преобладает культура императива, совета, а не вопроса. 
   Какова культура вопрошания? Модель вопроса состоит из предмета и вопросительных слов: что? каким образом? почему? где? Умение задавать такого рода вопросы оживляет предмет. 
   Кто чаще всего задает вопросы? 
-Дети. 
-Учителя. 
-Исследователи. 
-Поэты и писатели. 
   Детский возраст от 3 до 7 называют возрастом почемучек, так как дети задают бесконечные вопросы. В природе человеческой уже есть природа вопроса. Мы не учим детей изначально задавать вопросы, малыши делают это сами. Но возраст почемучек уходит в школе. Дети переходят из вопросной в ответную позицию. Вопросы уже задает учитель, а не ребёнок. Философ Г. И. Богин писал: «Когда берут нормального, способного и доброжелательного ребёнка 6-7 лет и затем в течение 10-11 лет внушают ему, что ему "и так все понятно" в силу владения родным языком и "природной понятливости", происходит нечто почти непоправимое». Ребенок страдает в личностном плане. 
   Чтобы развивать культуру вопроса, необходимо видеть вопрос в модели общения, которая содержит: 
· Участник А – Участник Б – КТО? 
· Сообщение (текст) – ЧТО? 
· Канал связи – КАК? 
· Среда, контекст – ГДЕ? 
· Шумы (физические, физиологические, когнитивные, психоэмоциональные) – КАКИМ ОБРАЗОМ? 
   Необходимо рассматривать вопрос как часть ситуации общения. Но из какой позиции задаётся умный вопрос? В данной модели не хватает одного компонента – метапозиции, позиции вненаходимости, по М. М. Бахтину. Очень важно и общаться и управлять коммуникацией в целом – это позиция зрелого коммуникатора. 
Существует три модели коммуникации: 
1. Участник А передает сообщение участнику Б 
2. Участник А задает вопрос, Б отвечает и наоборот. 
3. Наложение смысловых полей. Наиболее продуктивная коммуникация.(Основоположник теории общения и диалога – М. М. Бахтин, который говорил о ложной пассивности слушателя и об активно-ответном характере общения). 
   Наложение смысловых полей может иметь разные крайности: непересечение полей вызывает конфликт и непонимание, совпадение полей является иллюзией, так бывает в период влюбленности. Необходимо избегать две эти крайности. Вопрос должен позволять прийти к пониманию, найти баланс. 
   Лектор в отрывном календаре нашла совет «Учите детей говорить правильно», нужно скорректировать данное высказывание так: не мешайте детям задавать вопросы, старайтесь слушать и отвечать, помогайте сформулировать вопрос, не искажайте детский вопрос, возводите в ценность умение задать вопрос, показывайте вариативность вопросов, учите уместным, этичным, умным вопросам. 
    Как считают психологи, по книге Матьяш «Введение в коммуникативистику», что дети, выросшие в «семьях, ориентированных на разговор», более способны поддерживать успешные отношения в дружбе и любви. Когда в семье задают вопросы, отвечают, учат вопрошению, то у ребенка появляется «коммуникативный иммунитет» на всю жизнь. Школьники, обучающиеся в режиме диалога, хорошо адаптируются при переходе в другое образовательное пространство (ОУ, лагерь, техникум, вуз). Наиболее востребованные умения выпускников – грамотно говорить и эффективно слушать (то есть понимать) – по анкетированию работодателей. 
   Наталия Викторовна рассказала слушателям о книге Д. Миллер, К. Миллер «Правила счастливых семей. Книга для ответственных родителей», которая посвящена правильным и неправильным вопросам. Неправильные: почему? (позиция жертвы, нытья) – когда? (затягивание времени) – кто? (обвинение) + обобщённость + ты-он + гнев-раздражение = непродуктивный вопрос, например, Почему ты опять не съел кашу? Когда ты придешь в школу? Кто разбил чашку? Правильные: что? – как (каким образом)? + конкретика ситуации + я + дружеское расположение, например, каким образом я могу изменить ситуацию? 
   На сегодняшний день обучение вопрошению – важнейший государственный образовательный заказ (ФГОС). 
   Вспомним предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное и побудительное. Побудительное и вопросительное нацеливают на ответ. Только вопросительное предложение требует речевого ответа, оно самое сильное в коммуникативном плане. В русской культуре, когда хотят поговорить с человеком, то начинают с императива, побуждения. Не зря есть шутка про «Страну Советов». 
   Лектор посоветовала слушателям почитать юмореску А. П. Чехова «Жизнь в вопросах и восклицаниях», в котором текст держится на вопросительных и побудительных предложениях. 
   Наталия Викторовна рассказала об идее Стюарта Хемпли, в России – С. Лазарева «Дети пишут Богу». Героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они непритворны и честны. Три вопроса - "О чем бы ты хотел спросить у Бога?", "Что бы ты хотел попросить у Бога?" и "Что бы ты хотел рассказать Богу?". Жизненные вещи – спросить, попросить и рассказать. Участвовали 3000 детей из Санкт-Петербурга. Связано с идеей Я. Корчака: необходимо «возвыситься до детей». 
   Как научит задавать вопросы? Наталия Викторовна раскрыла две методики: «Задача с недостающим условием» Г. А. Цукермана (в ПОНИ) и риторическая игра (самая простая игра – Да/Нет). Например, «Задумано слово. О нём известно: имеет 7 букв. Сколько в этом слове слогов? Ты сможешь определить это, если задашь один дополнительный вопрос. Выбери этот вопрос (отметь знаком +)- Сколько в этом слове звонких согласных?- На какой слог падает ударение?- Сколько в этом слове гласных?- Можно ли это слово разделить для переноса? Почему ты выбрал этот вопрос? Объясни». 
   Умный вопрос возможен, когда есть точка удивления (понятие Школы диалога культур) – момент остановки и интеллектуально-эмоционального сопротивления сознания чему-то новому: смыслу, точке зрения или обнаруженному, но ещё не имеющему объяснения факту. Маркеры точки удивления: «Как это возможно?!» «Почему это так?!». 
   Вопросы и типы понимания: 
· Семантизирующее понимание (значение отдельного слова); 
· Когнитивное понимание (фрагмент текста, локальный фрейм); 
· Смысловое (распредмечивающее) понимание (замысел автора) – самый высокий уровень понимания, восстановление всей коммуникативной ситуации. 
   Типы вопросов: фатические и другие риторические вопросы, тестовые вопросы, запрос информации, провокационные вопросы, вопросы на понимание, вопросы о понимании способа, вопросы о понимании смысла. 
   Типы ответных вопросов: 
1. Вопрос-толкование. Правильно ли я понял, что… Что вы имеете в виду… Что лежит в основе вашей позиции? 
2. Вопрос-перифраза. Найти иную, более выразительную форму. Переоформление, перефразирование. По-другому это можно назвать так-то? А этот термин здесь не подойдёт? 
3. Вопрос-применение к новой ситуации, перенос на новый материал. Если так, то подходит ли сюда такой пример … ? А этот случай не подойдёт? 
4. Вопрос-отрицание. Мягкая, тактичная форма. Разве это подтверждается тем-то? Разве это не противоречит …? 
5. Вопрос-развитие. Строится на модели развития: тезис (я) – антитезис (собеседник)– синтез (совместное). 
После лекции слушатели получили ответы от Наталии Викторовны на интересующие их вопросы, высказали свои мнения о теории вопрошения. 

Дата создания: 2017-07-18 12:19
Дата изменения: 2017-07-18 12:19