Лекция "Знакомим детей со сказками зарубежных писателей" (апрель 2013)

Лекция "Знакомим детей со сказками зарубежных писателей" (апрель 2013)    Запись лекции доступна по ссылке - Лекция Т.Д. Яковенко

   Татьяна Дмитриевна представила слушателям лучших, «классических» зарубежных сказочников. Это Г. Х. Андерсен и его сказки «Огниво», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Принцесса на горошине» и другие.

  Это Шарль Перро и сказки «Красная шапочка», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик», «Синяя борода», «Кот в сапогах». Ш. Перро, создавая свои произведения, опирался на французский фольклор. Его сказки отличает занимательная фабула, наличие интриги, удивительное сочетание фантастики и обыденности. Татьяна Дмитриевна дала несколько советов, как можно поработать со сказками Ш. Перро. Сначала нужно прочитать малышу   «Красную шапочку», «Кота в сапогах», «Рикэ-хохолок», «Золушку», а затем разыграть истории по ролям, нарисовать рисунки, слепить поделки по мотивам сказки. Также можно купить книжку «Рикэ-хохолок» с черно-белыми иллюстрациями Алексея Дмитриевича Рейпольского и вместе с ребенком их раскрасить.

   Сказки других известных писателей, исследователей фольклора и языковедов Якоба и Вильгельма Гримм также полюбились ребятам, ведь главное в их творчестве – обработка  народных преданий и сказок.  Среди особенностей сказок братьев Гримм:

Ø бережное отношение к народной сказочной традиции (сохранение внутреннего пафоса, установки на художественный вымысел, фабульной схемы, характерных для народной сказки);

Ø усиление гуманистической направленности сказок для семейного и детского чтения;

Ø «освобождение» сказки от языковых архаизмов, диалектизмов и вульгаризмов;

Ø оригинальное построение сюжета (соединение в одном сюжете различных сказочных мотивов)

Приведем пример сказок братьев Гримм, которые, по мнению Татьяны Дмитриевны, можно читать детям: «Соломинка», «Заяц и ёж», «Сладкая каша», «Храбрый портной», «Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Спящая красавица» и другие.

Педагог дала рекомендации по работе с этими сказками:

1. Составьте небольшую библиотечку из сказок братьев Гримм в пересказах А. Введенского, Б. Заходера, Ю. Пластова.

  2. Поиграйте с ребенком в игру «Найди отличия», используя в качестве материала для сравнения сказки с одинаковым названием   братьев Гримм и Ш. Перро («Золушка», «Спящая красавица», «Красная Шапочка»).

3. Прочитайте ребенку сказку братьев Гримм «Госпожа Метелица»,  русскую народную сказку «Морозко» и сказку   В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и обсудите с ребенком, чем все три сказки похожи друг на друга.

  В конце лекции Т.Д. представила еще одного любимого детского писателя – Джозефа Редьярда Киплинга.  Лучшие произведения Киплинга для детей – анималистические сказки (сборник «Сказки просто так» - 1902 г.) в переводе К. Чуковского и С.Я. Маршака.

Для произведений Киплинга характерно:

   1. удивительное сочетание научной информации о мире природы с фантастическим объяснением фактов, особенно интересных ребенку;

  2. «философичность»,  психологизм;

  3. юмор, ирония.

Татьяны Дмитриевна отметила, что все упомянутые сказки дети очень любят перечитывать и «проигрывать», поэтому не  надо отказывать им в удовольствии, наслаждаться любимым текстом снова и снова.

Дата создания: 2017-07-10 11:32
Дата изменения: 2017-07-10 11:32