Лекция "Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв."

Лекция "Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв."    Лектор - В.В. Мароши, доктор филологических наук, профессор НГПУ.

  16 апреля Валерий Владимирович Мароши, доктор филологических наук, профессор НГПУ прочитал лекцию для жителей и гостей города Новосибирска «Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв.» 
   Зоопарки появляются в русской литературе в 30-х годах XX века, но так и не становятся важной темой, часто описываются в литературе для детей. Отражение зоопарка в литературе связано с такими жанрами как басня, бестиарий, политическая карикатура. Литература является зеркалом, отражающим реальное положение дел (как рождаются и существуют зверинцы). 
  Зверинец, зоосад, зоопарк – цельный символ, где животные существуют вместе, но во многих литературных произведениях мы видим описание отдельных животных. 
  Появляется наука «этология» – наука о поведении животных. Цель создания зоопарков – просвещение публики, ведение научных исследований. Но в действительности мы наблюдали обратный процесс – над животными издевались, убивали. 
  Существовало несколько видов зверинцев: элитарные/царские, которые создавались около царских и императорских усадеб, в центре города, и, конечно же, были самыми впечатляющими; усадебные/дворянские немного уступали царским; публичные или передвижные, которые пользовались особой популярностью у людей, потому что там выполнялись цирковые номера с животными. 
  В России публичные зверинцы появляются во времена Екатерины II. Слово зверинец обозначало «место для охоты», позднее «место охоты для императора». 
  В литературе зоопарк существует вместе с представлением о разделённости мира на рай и ад. Важные образы для изображения зоопарка в литературе – ребёнок (А. И. Куприн «Слон», Л. Андреев «Проклятие зверя») и животные (М. Зощенко «Перед восходом солнца», Л. Н. Толстой «Лев и собачка»). 
  Символика зоосада и зверинца как эдема появляется в XIX в. (И. С. Тургенев). Позднее об этом пишет В. Хлебников в поэме «Зверинец», где также раскрывает тему райского места, но это лишь один из смыслов. Райский образ зоопарка – европейские и американские зоопарки, это отмечает В. Набоков «Путеводитель по Берлину», либо локализованы в далеком прошлом или в светлом будущем. 
   Рай противопоставляется земной тюрьме, что показывает Вяч. Иванов: 
В ложбине черной, над водами, 
Оленьи видел я рога, 
А за соседними садами 
Манили взрытые луга, 
Где пролагался путь железный. 
Но первый сон, душе любезный, 
В окне привидевшийся сон — 
Был на холме зеленом слон. 
С ним персы, в парчевых халатах, 
Гуляли важно… Сад зверей 
Предстал обителью царей, 
Плененных в сказочных палатах, 
Откуда вспыхивал и мерк 
Хвостом павлиньим фейерверк. 
  Развитие и существование зоопарков в действительности начинает изображать А. П. Чехов в фельетонах «Осколки Московской жизни». К началу XX века зоопарк был переосмыслен как несправедливость мира (Ф. Сологуб «Мы плененные миром», Н. Бурлюк «Зверинец в провинции», М. Кузмин «Панорама с выставки», В. Шкловский «Zoo, или письма не о любви»), усугубляется грязь и распад. Революция была представлена  как восстание в зверинце. К. Чуковский в «Крокодиле» зарифмовал зоологический сад и ад. 
    Валерий Владимирович в конце лекции сказал, что, во-первых, зоопарк мыслится как ад, подобие человеческого общества, мы можем называть зоопарком коммунальную квартиру, людей. Во-вторых, зоопарк – это образ утраченного рая, зоопарк – то место, где человек может вернуться в эдем. В-третьих, два столь различных образа зоопарка могут соединяться в литературе. 

Дата создания: 2017-07-18 14:53
Дата изменения: 2017-07-18 14:53