Встреча "Осип Мандельштам: тоска по мировой культуре"

Встреча "Осип Мандельштам: тоска по мировой культуре"

   Юрий Васильевич Шатин, доктор филологических наук, профессор НГПУ, провел в рамках работы Литературного клуба встречу для горожан, посвящённую Осипу Мандельштаму, «Осип Мандельштам: тоска по мировой культуре».

   Осип Мандельштам родился не в очень образованной среде, родители были торговцами, поэтому ему пришлось проходить все стадии культуры позднее и сложнее, чем другим писателям и поэтам.
   В 18-19 лет Осип Мандельштам резко врывается в литературный контекст, правил которым символизм. В 1911 году поэт осознал неизбежность кризиса символизма, называл его лжесимволизмом. Мандельштам обратился к акмеизму, который отказался от изотерического языка, возвратился к ощущению вещи. В произведениях Осипа Мандельштама есть зашифрованные контексты, для понимания его стихов читателю нужны глубокие культурные знания.
   Для стихотворений 1912-1913 гг. характерно описание настоящего, без ощущения войны, чего нет в творчестве других поэтов, пронизанном приближающейся трагедией и катастрофой. Поэтический сборник Осипа Мандельштама «Камень» открывает любовь к Петербургу, радость за культурный всплеск.
   Наступила революция и Гражданская война, Мандельштам не принимал данный уровень агрессии. Образ века-зверя превратился в образ века-волкодава.
   С 1930 года у Осипа Мандельштама начинается новый подъем, он позиционирует себя как поэта, который продолжает свою линию культуры и противостоит власти. Появляется одно из лучших стихотворений «Квартира». Противостояние власти приводит поэта к аресту за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…». Существует интересная история: Сталин спрашивает у Пастернака, действительно ли Мандельштам хороший поэт? «Да!», - отвечает Пастернак. «Почему мы всё говорим о Мандельштаме и Мандельштаме, я так давно хотел с Вами поговорить». «О чем?», – спросил Сталин. «О жизни и смерти», – ответил Пастернак.
   Осип Мандельштам был проговорен к ссылке в Пермскую область, затем ему предложили выбрать любой город, и с 1934 года он живет в Воронеже: «Я живу на влажных огородах». Несколько раз поэт выезжал в Ленинград (стихотворение «Я вернулся в мой город»). Позже выходят сборники «Воронежские тетради», в которых стихи посвящены О. Ваксель «Несется земля – меблированный шар». В позднем творчестве Пастернака мы наблюдаем яркую метафоричность.