Евгений Водолазкин "Лавр. Неисторический роман"

Евгений Водолазкин "Лавр. Неисторический роман"

В 2016 году вышел роман «Авиатор» Евгения Водолазкина, российского литературоведа и писателя. Опубликованный в 2009 году роман автора «Соловьёв и Ларионов» вошёл в шорт-лист премии «Большая книга». Следующий роман, «Лавр», был удостоен этой премии в 2013 году. В 2016 году уже роман «Авиатор» получил премию «Большой книги». Также «Лавр» получил премию «Ясная Поляна» и премию конвента «Портал».

Евгений Водолазкин — сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, доктор филологических наук, автор многочисленных работ в области древней и новой русской литературы. В 2000 г. в Мюнхене им была опубликована монография «Всемирная история в литературе Древней Руси», в которой разработана и обоснована новая концепция древнерусского исторического повествования.

С начала 2000-х годов наряду с научными исследованиями Евгений Водолазкин начал печатать публицистические и научно-популярные работы, среди которых – книги «Дмитрий Лихачев и его эпоха», «Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы» и «Инструмент языка».

С 2012 года он возглавляет пушкинодОмский исследовательский центр «Современная словесность в литературной традиции» и является главным редактором альманаха «Текст и традиция».

Роман-житие «Лавр» о средневековом травнике Арсении Евгений Водолазкин в свое время снабдил пояснением «неисторический роман». «Авиатор» — роман совершенно иной: в основе сюжета история подчеркнуто нереальная, собранная из обрывков воспоминаний. Главный герой — Иннокентий Платонов приходит в себя на больничной койке в 1999 году. Он мало что о себе помнит и не представляет, что происходит вокруг. По предложению своего лечащего врача Гейгера Платонов начинает ежедневно записывать воспоминания-видения в попытке восстановить собственную историю.

Писатель верен себе и любимой идее своего учителя, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Времени нет, все едино и все связано со всем». Во всех своих книгах, начиная с романа «Соловьев и Ларионов», Евгений Водолазкин старается передать это «совсем другое время», всеобъемлющее и цельное. В романе «Авиатор» даже сам герой — воплощение этой идеи. Вся история его жизни и любви, состоящая из деталей и частных случаев — художественное отражение целого столетия. Водолазкин считает ХХ век самым драматичным в истории России. Он не раз говорил в различных интервью, что предреволюционный период и период вскоре после революции — очень важное время, о котором нужно размышлять всерьез. В «Авиаторе» он захватывает разом начало и конец века и, глядя на него глазами одного и того же героя, запечатлевает образ времени.

«Авиатор» сравнивают и с «Преступлением и наказанием» Достоевского — за почти детективной фабулой скрываются универсальные проблемы вины и прощения, покаяния, искупления и возмездия. Внешняя канва истории позволяет следить за тем, как сострадание пересиливает жестокость, как Иннокентий Платонов раз за разом если и не избавляется от ненависти, для которой есть все основания, то переплавляет ее в понимание. Врач Гейгер, опираясь на собственный опыт, воспринимает ХХ век совершенно иначе, но мученику Платонову автор дает больше права судить об истории. Автор, по собственному признанию, назвал своего «авиатора» Иннокентием, потому что это имя означает «невинный», а ему «на роду написано» быть невинной жертвой происходивших в его жизни событий. Сначала принимая, а потом вспоминая свою судьбу, Платонов через незначительные исчезающие детали сохраняет большую историю.ю, пот

Евгений Водолазкин считает, что нынешняя литература стесняется своей литературности. Поэтому авторы часто выбирают жанры, которые создают иллюзию большей реальности, например, переписку или дневник. И поэтому для «Авиатора» он выбрал форму дневника, который ведет главный герой.

Возьмите с книжной полки «Авиатора» Евгения Водолазкина, освежите роман в памяти и откройте для себя историю о XX веке и о человеке, неосторожно распорядившимся своей судьбой.

Дата создания: 2017-06-22 12:34
Дата изменения: 2017-06-22 12:34