Скайп- лекция «Теория медиа Вальтера Беньямина и русский левый авангард»

1 февраля пройдет очередная встреча из цикла скайп-встреч "Сектор внешнего обслуживания" с авторами литературно-критического журнала [Транслит].

Прочитает доклад Игорь Чубаров по теме «Теория медиа Вальтера Беньямина и русский левый авангард».

Игорь Чубаров — российский философ. Специалист в области аналитической антропологии, феноменологии, критической теории Франкфуртской школы, философии литературы. Лауреат премии Андрея Белого (2014). Лауреат премии «Инновация» (ГЦСИ) 2015 г. в номинации «Теория, критика, искусствознание». 

Вальтер Беньямин, по праву считающийся отцом-основателем современных теорий массовых медиа, еще в конце 1920-х, во время своей поездки в Москву знакомится с работами С.М. Третьякова и круга журнала ЛЕФ, в том числе киноработами Вертова, Пудовкина и Эйзенштейна. Чуть позже, уже в 30-х, благодаря Б. Брехту он глубже изучает концепцию оперирующего писателя Сергея Третьякова и использует ее, наряду с собственно брехтовской теорией радио и эпического театра для создания своей оригинальной медиатеории. Неудивительно, что главный тезис Беньямина из доклада 1935 г. «Автор как производитель»: «Тенденция в поэтическом, литературном произведении может быть верна политически только тогда, когда она также верна литературно», выглядит как парафраз ЛЕФовских положений о соотношении политического и поэтического, выразившихся в частности в известной формуле Осипа Брика «художник-пролетарий». Финал его «Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости» перекликается и с идеей политизации искусства Б.И. Арватова. Известна и зависимость его теории авторства от концепции оперирующего писателя Сергея Третьякова

Однако Беньямин существенно переосмыслил марксистскую идею необходимости изменения средств художественного производства, производственного аппарата и писательской техники в перспективе социалистической революции. Она предполагала у него не простое выражение художником своих левых взглядов и преобразования продуктов художественного труда, но в первую очередь - изменение доступных ему средств производства «в пролетарском духе», возможное даже в условиях капиталистического общества. В этой связи Беньямин писал о необходимости использования художником новых медийных возможностей, предоставляемых фотографией, кино, радио, массмедийной журналистикой в той мере, в которой они задействуют техники обратной связи, прерывания действия (цезуры), монтажа, остранения (V-эффекта Брехта) и т.д., позволяющих избежать превращения революционных содержаний в иллюзионистские формы развлечения и эстетизирования наличных социальных отношений.

Анализу общей теории медиа Беньямина и ряда его малоизвестных кейсов (вроде теории радио) в свете концепций производственного искусства и литературы факта русского левого авангада, будет посвящен доклад Игоря Чубарова.

1 февраля в 18:30 в НГОНБ (Советская, 6) театральный зал.

Больше информации в группе [Транслит] в Новосибирске.
Время проведения1 февраля, 18:30
ГдеТеатральный зал
Кто проводитЦентр книги и чтения

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2017-01-25 14:39
Дата изменения: 2017-01-31 15:54