Лекция «Как научить ребёнка слушать и слышать других?»

18 ноября в 18-30 приглашаем на лекцию «Как научить ребёнка слушать и слышать других?».
Лектор - Т. Д. Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ.
Время проведения18 ноября, 18:30
ГдеКонференц-зал
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаЛекторий для родителей дошкольников

18 ноября 2014 года состоялась лекция из цикла «Речевое развитие ребенка в семье». Лекцию «Как научить ребенка слушать и слышать других?» прочитала Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ.

Как часто мы слышим жалобы родителей на то, что ребенок их не слышит и не слушает. Чем же различаются действия, обозначаемые глаголами «слышать» и «слушать»? Почему необходимо специально учить ребенка слышать речь другого?

Значения слов «слышать» и «слушать» в словаре С. И. Ожегова: Слушать - 1. Воспринимать слухом (напр., музыку); 2. Публично разбирать (напр., судебное дело); 3. Изучать, присутствуя на лекциях (напр., старославянский язык); 4. Следовать чьим-нибудь советам, приказам (Слушал умных людей); 5. Употр. также как побуждающее обращение к кому-нибудь в начале речи (Слушай, останься здесь!). Слышать – 1. Различать, воспринимать что-нибудь слухом; 2. Обладать слухом; 3. Обладать какими-либо сведениями; 4. Замечать, чувствовать; 5. Употр. также для подтверждения сказанного (Слышишь, обязательно приходи завтра!).

Можно слушать, но не слышать, т.е. не стремиться (не уметь) понять сказанное. Вопрос для размышления – как развивать у малыша способность слышать говорящего?

Ребенок дошкольного возраста живет в ситуации (здесь и сейчас), живет определёнными эмоциями. Например, «Миша, пора спать, собирай игрушки!». Ребенок не слышит обращения родителей, оно не связано с ситуацией. Малыш слышит только голос, а что именно ему сказали – нет. Если мы обращаемся к ребенку, то рассчитываем тут же получить ответ! Если мы требуем что-то, то хотим, чтобы малыш исполнил требование!

Татьяна Дмитриевна рассказала об эксперименте, проведенном учеными. Ребята получили речевую инструкцию: «Соберите кубики с пола в коробку». Нужна пауза, чтобы это было услышано. Через некоторое время малыши собирают кубики. Звучит вторая инструкция: «Уберите кубики из коробки на полочку», но дети продолжают собирать кубики в коробку. Родители, поступая так в живой ситуации, совершают психологическое насилие над ребенком, так как наши требования превышают способности, возрастные возможности ребёнка.

Как же развивать способность слышать? Татьяна Дмитриевна дала родителям рекомендации:

Правильно организовать пространство общения. Даже для взрослых это значимо. Необходимо установить зрительный контакт, говорить «глаза в глаза». Тон должен быть спокойным, а интонация – доброжелательной. Но не так, как говорят взрослые своему ребёнку: «Ты куда пошел!? Сколько раз можно тебе говорить?!». Когда малыш хочет поговорить со сверстником, то он разворачивает его к себе.

Доступный язык (с учетом ограниченного словарного запаса, уровня освоения грамматики). Если в предложении есть непонятное слово, то есть вероятность, что и вся фраза будет недоступной для ребенка. Но не нужно улюлюкать, сюсюкать, коверкать слова или говорить офисным языком. Ребенок закрывается от непонятной и недоступной информации.

Отказаться от повторений, нравоучений, нотаций. Е. О. Смирнова писала: «Мы явно переоцениваем объяснительный метод воспитания дошкольника». В четыре года наступает перемена отношения к сверстнику, так как с ним интереснее играть. Хочешь быть принятым в игру, то считайся с правилами! К концу дошкольного возраста ребенок умеет общаться со сверстниками, пытается доказать, принять другого, отступить, если это нужно.

Читайте, рассказывайте ребенку сказки, беседуйте о прочитанном, предлагайте проиграть какой-либо эпизод, содержащий диалоги героев. Пусть ребенок примерит на себя. Печально осознавать, но даже взрослые стали мало читать!

Слушайте сказки! Приобретите ребенку аудиозаписи интересных детских книг и предлагайте сначала послушать вместе, а затем – самостоятельно.

Играйте в игры, ведь любой предмет может стать чем угодно. Акцентируйте при этом внимание ребенка не на действиях с предметами, а на ролевых диалогах. Например, игры по правилам. Таких игр очень много, они нужны для умения слушать другого. Они научат его понимать речевые инструкции, следовать им и тем самым сдерживать свои импульсивные действия, т.е. управлять своим поведением.

Договоритесь с ребенком о том, что вы можете повторить свое предложение или просьбу максимум два раза. При нарушении данного договора ребенок должен столкнуться с некоторыми неприятными для него последствиями, о которых его следует обязательно заранее предупредить. Помните, что ребенок не способен услышать взрослого тогда, когда поглощен игрой или каким-либо другим увлекательным для него занятием. Поэтому в этот момент не стоит давать ребенку какие-либо распоряжения. Рассчитывая на внимание ребенка к своим словам, будьте и сами внимательны к высказываниям ребенка. Ваше поведение может стать для него эталоном.

После лекции слушатели задали Татьяне Дмитриевне волнующие их вопросы, получили комментарии и советы по определенным ситуациям.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2014-10-25 14:18
Дата изменения: 2014-12-25 11:56