Лекция для юношества «Периодическая система слов»: ко дню рождения Велимира Хлебникова, поэта, прозаика, драматурга, философа

21 ноября в 16-00 приглашаем на лекцию для юношества «Периодическая система слов»: ко дню рождения Велимира Хлебникова, поэта, прозаика, драматурга, философа.
Лектор - М. Ю. Маркасов, к. филол. наук, доцент ИФМИП НГПУ.

Время проведения21 ноября, 16:00
ГдеЦентр руского языка, к. 207
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаЛекции для юношества

21 ноября Максим Юрьевич Маркасов, кандидат филологических наук, доцент ИФМИП НГПУ, прочитал лекцию для юношества ко дню рождения Велимира Хлебникова, поэта, прозаика, драматурга, философа.

Максим Юрьевич показал старшеклассникам лицеев, гимназий и школ Новосибирска, пришедшим на встречу, плакат: «Заклятие Велиемиром», буквы разной величины, разного цвета. Спросил с какими поэтами Серебряного века они уже познакомились? Ребята, ответили, что уже знают творчество Брюсова, Гиппиус, Маяковского, Иванова.

Лектор спросил, что слушателям известно о Хлебникове, какие тексты он писал? Ответов было много: «Велимир – ненастоящее имя», «Повелевает миром», «Много неологизмов», «Надуманный язык», «Может ли быть имя связано с Велесом?».

Максим Юрьевич включил аудиозапись: исполнитель – Хвост и АукцЫон, песня – Бобэоби, где смешаны два стихотворения Хлебникова: «Бобэоби» и «Из мешка».

Лектор познакомил ребят с множеством воспоминаний современников о Хлебникове. Он жил, как писал, и писал, как жил. Лет 20-30 назад к литературоведам-исследователям творчества поэта присоединились медики-психиатры. Шувалов написал книгу о Хлебникове, где только по воспоминаниям о нем пытается поставить диагноз – шизофрения.

В. Шершеневич писал: «…к внешнему виду питал он изумительную небрежность. Он мог годами не переодеваться и не мыться. Он умывался показательно. Умывание Хлебникова надо было бы демонстрировать в школах детям, чтоб те знали, как не надо умываться. Он наливал с большой опаской на совершенно выпрямленные ладони воду и мог часами наблюдать, как вода стекает обратно. Что он решал в эти минуты — неизвестно. Наконец он решительно черпал воду, подносил ее к лицу и в последний момент разжимал руки, так что вода выливалась обратно, не коснувшись лица. Хлебников долго тер полотенцем, а если его не было, то чем попало, сухое лицо. Иногда он даже причесывался».

Очень известный факт: Хлебников носил стихи, написанные на обрывках бумаги, в наволочке. Хоть он был и небрежен, но он обладал потрясающим даром все организовывать. Нисколько не заботился о том, опубликуют ли его стихотворения или нет. В Шершеневич: «Денег у него не было никогда. Несколько дней он голодал. Наконец мы ему собрали кой-какие деньги, и Хлебников пошел покушать и хоть слегка экипироваться. Получив деньги, он пошел и купил хороший портсигар. На еду и на одежду денег не осталось».

Велимира Хлебникова и не запрещали, но и не разрешали. В 1985-86 году вышел сборник «Творения», больше изданий не было.

Максим Юрьевич познакомил ребят с главным высказыванием Велимира Хлебникова: «Я могу построить мир, где не будет ни света, ни тяготения!».

Воспоминание Ю. Анненкова: «Забившись в кресло, похожий на цаплю, Хлебников пристально смотрел на меня, я отвечал ему тем же. Было нечто гипнотизирующее в этом напряженном молчании и в удивительно выразительных глазах моего собеседника. Я не помню, курил он или не курил. По всей вероятности – курил. Не нарушая молчания, мы не останавливали нашего разговора, главным образом об искусстве, но иногда и на более широкие темы, до политики включительно. Однажды, заметив, что Хлебников закрыл глаза, я неслышно встал со стула, чтобы покинуть комнату, не разбудив его. «Не прерывайте меня, - произнес Хлебников, не открывая глаз, - поболтаем еще немного».

Лиля Брик вспоминает: «У Хлебникова никогда не было денег, рубашка одна, брюки рваные с бахромой. Где он жил, не знаю. Пришёл он к нам как-то зимой в летнем пальто, синий от холода. Мы сели с ним на извозчика и поехали в магазин Манделя (готовое платье) покупать шубу. Он всё перемерил и выбрал старомодную, фасонистую, на вате, со скунсовым воротником шалью. Я дала ему ещё три рубля на шапку и пошла по своим делам. Вместо шапки он на все деньги купил, конечно, разноцветных бумажных салфеток в японском магазине и принёс их мне в подарок — уж очень понравились в окне на витрине».

Велимир Хлебников служил в армии, остались его воспоминания об этом.. Хлебников постоянно писал, но в то время был дефицит бумаги. Он оставил как-то без присмотра свою наволочку, когда вернулся, то увидел, что солдаты скурили его стихи. Поэт снял свою шапку и стал писать на ней.

Хлебников постоянно ездил, траектория его поездок была необычная. Как-то он ехал на поезде. Поезд остановился. Картина была чудесная – зеленый луг, речка, где рыбаки ловят рыбу. Ему так захотелось с ними. Рыбак отдал ему удочку. Конечно, поезд уехал с его вещами, а Хлебников пошел дальше пешком.

Вячеслав Иванов говорит о Хлебникове: «От Хлебникова пахнет святостью, этот запах святости я чувствую немедленно при входе его в комнату».

Исполнение футуристами своих стихов – это часть художественного текста. Футуристы всегда исполняя свои стихи, устраивали шоу в кабаках и трактирах, Хлебников этого не умел. Максим Юрьевич прочёл стихотворение В. Маяковского «Нате!» и «Смехачи» как сам Хлебников, мямля и затихая.

Какие отношения у него были с женщинами? Лектор поведал старшеклассникам такую историю.

Вот воспоминания Б. Лившица: «Хлебникову понравились две девушки, и он захотел, чтобы мы пригласили их в кафе. Нужны были деньги, и поэт решил продать свои вещи. Через час он вернулся в полном унынии: за вещи давали так мало, что он не счел нужным оставлять их в закладе.

Мы мрачно молчали, стараясь найти выход из тупика.

Вдруг лицо Велимира прояснилось:

— А не взять ли нам денег у Гумилева?

— У Гумилева? Но почему же у него?

— Потому, что он в них не стеснен, и потому, что он наш противник.

— Неудобно обращаться к человеку, который после нашего манифеста еле протягивает нам руку.

— Пустяки! Я сначала выложу ему все, что думаю о его стихах, а потом потребую денег. Он даст. Я сейчас еду в Царское, а вы на сегодня же пригласите Лелю и Лилю в «Собаку».

Он исчез, надев для большей торжественности мой злополучный цилиндр.

К вечеру он возвратился, видимо, довольный исходом поездки. Выполнил ли он в точности свое намерение или нет, об этом могла бы рассказать одна Ахматова, присутствовавшая при его разговоре с Гумилевым, но деньги он привез.

В «Бродячей Собаке» мы заняли столик в глубине зала. Велимир не спускал глаз с хорошенькой студийки, сидевшей напротив него, и лишь время от времени беззвучно шевелил губами. На мою долю выпало развлекать беседой обеих подруг, что вовсе не входило в мои планы, так как девиц я пригласил только по настоянию Хлебникова. Кроме того, не мешало позаботиться и об ужине, а Велимир еще ничего не предпринял для этого.

Мне удалось шепнуть ему несколько слов. Он кинулся в буфет. Через минуту на столе высилась гора бутербродов, заслонившая от нас наших визави: Хлебников скупил все бутерброды, бывшие на стойке, но не догадался оставить хоть немного денег на фрукты и на чай, не говоря уже о вине.

Осмелев за своим прикрытием, он, наконец, решил разомкнуть уста. Нехитрая механика занимательной болтовни была для него китайской грамотой. Верный самому себе и совсем иначе понимая свою задачу, он произнес монолог, в котором все слова были одного корня. Корнесловя, он славословил предмет своей любви, и это звучало приблизительно так:

О скал

Оскал

Скал он

Скалон.

Он не докончил своего речетворческого гимна, так как обе девушки прыснули со смеху. Хлебников был для них только полусумасшедшим чудаком.

Почти не притронувшись к угощению, ради которого Велимир ездил в Царское Село и препирался с Гумилевым о судьбах русской литературы, Ильяшенко и Скалон поспешили удалиться из «Собаки», не пожелав использовать нас даже в качестве провожатых.

Я уплетал бутерброды, глядя на Хлебникова, угрюмо насупившегося в углу. Он был безутешен и, вероятно, еще не понимал причины своего поражения».

Хлебников никогда не собирал стихи, не структурировал их. За него это делали другие. Почему Хлебников так писал? Ребята отвечали: «Слом привычных норм», «Чтобы стихи могли понять лишь избранные, недоступно для обывателей», «Вернуться к первостепенной материи». Велимир Хлебников писал палиндромами. «Перевертень», поэма «Разин». Хлебников читал её в темноте, поджигал лист, вертел его и отбрасывал сгоревшие.

Поэт считал, что в слове содержится энергетика. Создал поэму «Слово о эль». Максим Юрьевич прочёл отрывок из поэмы «Зангези». Ребята отметили, что стихотворения похожи на заклинания, что-то языческое. Хлебников считал, что все слова, начинающиеся на одну и ту же букву, родственные. Поэт составил свою азбуку, где даны буква и её значение. Действительно, периодическая система слов. Буква «Д» – добро, а «Т» – зло. Все буквы алфавита ассоциируются с цифрами: 2 – добро, 3 – зло.

У Хлебникова была своя концепция времени, по которой он вычислил Февральскую революцию. Причина страданий человека в том, что есть время. С помощью поэзии можно преодолеть смерть. В драме «Мирсконца» все идет в обратную сторону, сначала все старые, потом становятся моложе и моложе. Поэт именовал себя «Король времени Велимир Хлебников». Его идея – время нужно материализовать в пространство и ходить по нему.

Жизнь поэта – это художественный текст, как и лохмотья, в которых он ходит, и его поведение.

Умер поэт трагично. Шел пешком до деревни, отказали ноги. Долго полз. Началась гангрена, из больницы его выгнали. Хлебников умер в деревенской бане в 1922 году. Он писал: «Поэты нашего века умирают в 37».

Максим Юрьевич закончил лекцию словами Николая Асеева: «Когда я спросил Вячеслава Иванова, почему он, зная, что уже есть гениальный поэт, не содействует его популярности, не напишет, что творчество Хлебникова - исключительно, В. Иванов с загадочной улыбкой ответил: «Я не могу и не хочу нарушать законов судьбы. Судьба же всех избранников – быть осмеянными толпой». Это и есть гениальность!

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2014-10-25 14:45
Дата изменения: 2014-11-25 13:53