Лекция «Как научить ребёнка пересказывать и рассказывать?»

Лекторий для родителей дошкольников "Речевое развитие ребёнка в семье"

16 декабря в 18-30 приглашаем на  лекцию «Как научить ребёнка пересказывать и рассказывать?».

Лектор - Т. Д. Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ.

Время проведения16 декабря, 18:30
ГдеКонференц-зал
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаЛекторий для родителей дошкольников

    От пересказа к рассказу

   16 декабря 2014 года состоялась лекция «Как научить ребёнка пересказывать и рассказывать?». Лектор – Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ.

    В чем заключается умение пересказывать? Как формировать у ребенка умение пересказывать? В чем заключается умение рассказывать? Как сделать интересным процесс обучения рассказыванию? – вот те вопросы, которые обсуждались на лекции.

Пересказывание

    Умение пересказывать включает: умение воспринимать информацию, т.е. адекватно понимать смысл сообщения; умение выделять в сообщении главное, существенное; умение последовательно и логично излагать полученную информацию своими словами. Только на первый взгляд это просто. На самом же деле пересказ – это сложная аналитико-синтетическая речемыслительная деятельность.

    Обучение пересказу начинается в семье. Это умение обеспечивает затем успешность обучения ребёнка в школе, так как у школьников много заданий типа «перескажите». Из-за отсутствия умения пересказа и возникают проблемы: ребенок забыл то, что услышал или прочёл, упустил главную мысль текста и т.д.

    Какие тексты помогают формировать у ребенка умение пересказывать? Для обучения пересказу следует брать небольшие по объему «научно-художественные» произведения детской литературы (по Е. Е. Зубаревой), статьи из детских энциклопедий. Текст должен быть в доступной, интересной, познавательной форме. Не годятся поэтические тексты, они сложны для пересказов!

    Татьяна Дмитриевна порекомендовала родителям следующие тексты: К. Д. Ушинский: «Бишка», «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Курица и утята», «Утята», «Коровка»; Л.Н. Толстой: «Тепло», «Сырость», «Отчего в мороз трещат деревья», «На что нужны мыши»; Н. И. Сладков: рассказы из книги «Воробей в шляпе»; Г. Снегирев «Кто сажает лес», «Медвежата», «Волчата», «Лисята», «Бобрята», «Кабанята», «Бельчата», «Зайчонок», «Лосенок», «Летучие мышата».

    Лектор дала советы, каким образом обучение пересказу сделать увлекательным и эффективным:

· Выберите интересный и доступный пониманию ребенка текст. Заинтересуйте содержанием текста. Подумайте, что может быть интересно вашему малышу. Посмотрите вместе с ребёнком иллюстрации и порассуждайте, о чем эта книга, если получится. Помните, что родители – проводники в мир литературы.

· Прочитайте текст (обязательно выразительно, делая небольшие паузы, коротко поясняя значения незнакомых слов!).

· Выясните, какое впечатление произвел данный текст, что ребенку особенно понравилось и запомнилось, где засмеялся и почему, прочтите эти фрагменты еще раз.

· Задайте ребенку 2-3 вопроса, помогающих выделить главное в тексте.

· Дети любят преподносить кому-нибудь урок. Поэтому «поучите» бабулю, дедулю, Мишутку, Незнайку, расскажите им о том, что узнали из интересной книжки.

· До пересказа сделайте вместе с ребенком несколько схематичных рисунков, отражающих последовательность событий.

· Помогите ребенку начать пересказ, при необходимости направляйте его внимание на схемы-рисунки, задавайте наводящие вопросы.

· Слушайте заинтересованно и обязательно поддерживайте ребенка доброжелательным взглядом, мимическими реакциями, словами одобрения. Одобрительные фразы: «Да! Молодец!», «Дальше», «Хорошо, продолжай»

· В процессе общения с ребенком, в вашей совместной деятельности, используйте возможности конкретной ситуации, побуждайте ребенка припоминать и излагать известную ему информацию. Дошкольник обучается играя, бегая, экспериментируя. Не надо стремиться превращать занятие с ребенком в школьную деятельность.

    Ребёнка начинаем учить пересказу тогда, когда у него сформирована активная речь. Поэтому трудно назвать точно возраст детей, которых учим пересказывать: речевое развитие и появление активной речи у детей дошкольного возраста разные.

Рассказывание

    Основные вопросы: Чем рассказывание отличается от пересказывания? Из каких умений (действий) складывается умение рассказывать?

    Рассказывание как творческая деятельность – это предварительное осознание говорящим цели своего высказывания; формулирование для себя замысла своего высказывания (о чем надо сказать и что именно сказать); перекодирование исходного замысла в схему будущего высказывания (составление плана); тщательный отбор языковых средств для реализации речевого замысла; реализация замысла во внешнем плане.

    Дошкольники имеют типичные трудности в рассказывании. Ребенок не может без помощи взрослого осознать цель своего высказывания, сформулировать свой речевой замысел, спланировать свое высказывание, осуществить свой замысел в слове (не удается найти точные слова, грамотно построить предложения, связать предложения в целостный текст и т.д.).

    Как помочь ребенку справиться с этими трудностями? Предоставляйте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, делиться впечатлениями. Не подвергайте критике неудачную фразу, плохо сформулированный вопрос. Для младшего дошкольника сами формулируйте цель высказывания, а старшему дошкольнику помогайте тактичными вопросами осознать цель и замысел своего высказывания.

   Татьяна Дмитриевна дала такие советы родителям малышей:

· С ребенком трех-четырех лет сочиняйте тексты вместе. Чтобы малыш хотел рассказывать, ему нужны впечатления. Находите время для ребенка! Водите в зоопарк, на спектакли, в музеи. Тогда уже с 5-6 лет дошкольник будет сочинять сам!

· Чтобы научить ребенка планировать свое высказывание, предлагайте ему сначала схематично изобразить последовательность событий, а затем, опираясь на рисунки-схемы, рассказать свою историю.

· Составляйте вместе план высказывания (описания какого-либо предмета, повествования о каком-либо событии, рассуждения на какую-либо тему). Помогайте придерживаться этого плана при построении текста (тактичными вопросами, незаметными подсказками и т.п.).

· В старшем дошкольном возрасте побуждайте ребенка к анализу своего высказывания (удалось ли достичь желаемого результата). Получилась ли сказка? Почему не получилась? Родителям надо стараться быть для ребенка эталоном. Если мы будем постоянно критиковать малыша, то он замкнется в себе.

    Далее лектор рассказала, что поможет активизировать речевое творчество ребёнка:

· придумывание концовки недочитанной сказки или истории;

· рассказывание сказки на «свой лад»;

· рассказывание историй о ярких событиях в жизни;

· сочинение писем воображаемому герою или автору художественного произведения;

· сочинение истории от имени другого (животного, растения, предмета одежды и т.д.);

· сочинение фантастических историй (что было бы, если бы …);

· сочинение на основе известных сказок своей сказки;

· придумывание своей истории по иллюстрациям новой для ребенка книги. Любовь к литературе начинается с иллюстрации, с хорошей иллюстрации. Всегда внимательно выбирайте книги.

    После лекции слушатели задали лектору вопросы. Татьяна Дмитриевна дала ссылку на сайт Letidor, где родители могут найти дополнительную информацию об обучении детей пересказу и рассказу.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2014-11-25 19:21
Дата изменения: 2014-12-18 15:36