Лекция «Как формировать словарный запас ребёнка?»

Лекторий для родителей дошкольников «Развиваем речь ребёнка в семье»

20 января в 18-30 приглашаем на лекцию «Как формировать словарный запас ребёнка?»

Лектор - Т. Д. Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ

Время проведения20 января, 18:30
ГдеКонференц-зал
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаЛекторий для родителей дошкольников

     20 января 2015 года в Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоялась лекция Татьяны Дмитриевны Яковенко, преподавателя детской литературы и психологии НГПУ, «Как формировать словарный запас ребёнка?». Обсуждались следующие вопросы: Как происходит накопление словаря в детском возрасте? Почему у одних детей богатый словарный запас, а у других – крайне бедный? Что нужно делать родителям для развития понимания речи, для понимания значения слов? Как способствовать формированию активного словаря?

    Татьяна Дмитриевна начала лекцию цитатой Проспера Мериме: «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы». Нам есть чем гордиться, нам от рождения дан один из богатейших языков мира.

   Основной единицей языка является слово. Оно служит для называния предметов, их свойств, действий, отношений и т.д. Слово обладает совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке. Интересно, что словарный состав языка (лексика) – самая «подвижная» сфера, поэтому вопрос о количестве слов в русском языке «открыт». Трудно себе представить, сколько слов существует. Считается, что каждую минуту появляется новое слово. Лектор приводит следующие данные: Словарь С. Ожегова (изд. 1970 г.) содержит около 53 тысяч слов, «Словарь языка Пушкина» насчитывает почти 24 000 слов, в словаре «обычного образованного» человека – 5- 10 тысяч слов.

   Что же обеспечивает богатство словарного запаса? Богатый словарный запас позволяет человеку в своей речи точно выражать самые глубокие мысли и самые тонкие душевные переживания. Часто можно услышать: «Понимаю, но сказать не могу». Если нет ясности в мыслях, то и необходимые слова не подбираются. Богатый словарный запас – яркое проявление не только речевой, но и общей культуры человека, показатель высокого уровня его психического развития.

   Как же ребёнок осваивает словарный запас? Чем определяется успешность данного процесса? Татьяна Дмитриевна говорит, что первоначальное формирование словарного запаса невозможно без важных для ребёнка носителей языка – родителей. Формируя словарь ребенка, вы развиваете его речь, но при этом развитие речи нельзя рассматривать вне общей логики психического развития ребенка. Принято выделять следующие этапы речевого развития в контексте общепсихического развития ребенка: доречевой этап, раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный период (от 3 до 6).

   Доречевой этап – является очень важным с точки зрения специалистов. На этом этапе формируются предпосылки овладения речью. Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) через развитие понимания речи взрослых (развитие пассивной речи), т.е. развитие фонематического (речевого) слуха и развитие понимания значения слов. 1-2 месяцы жизни ребенка благоприятны для развития фонематического слуха. Необходимо как можно больше разговаривать с ребёнком, в дальнейшем будет меньше проблем со звукопроизношением и письмом;

2) через развитие предречевых вокализаций: вскрики (громкие и эмоционально насыщенные звуки), гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» и т.п.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц или бульканье воды), лепет (появление отдельных звуков родной речи: «ба-ба-па», «дя-дя-дя»), лепетное говорение.

   Татьяна Дмитриевна дала рекомендации:

· В первое полугодие жизни в периоды бодрствования ребенка как можно больше разговаривайте с ним (комментируйте свои действия и действия, состояния малыша; ведите «диалог за двоих»);

· Включайте в свое общение с ребенком фольклорные и литературные тексты: колыбельные песенки, потешки, пестушки, прибаутки;

· Разговаривайте с ребенком мягко, ласково. Это обеспечит малышу чувство эмоционального комфорта, повысит его активность в контактах с близкими взрослыми;

· Повторяйте за ребенком произносимые им речевые звуки, эмоционально поддерживайте все его вокализации, побуждайте его к речевой активности. Малыш будет сам пытаться повторять за вами движения губ. Самый доступный гласный для повторения – «а» и «у»;

· Обеспечьте ребенку возможность ползать и исследовать окружающие предметы: рассматривать, ощупывать, облизывать, бросать и т.п.;

· Терпеливо показывайте ребенку действия с предметами и обязательно сопровождайте свой показ кратким пояснением;

· Показывая ребенку какой-либо предмет, добейтесь зрительного сосредоточения на нем;

· Называйте предмет четко, выговаривая каждый звук;

· Обращаясь к ребенку, обеспечьте ему возможность хорошо видеть ваше лицо (глаза, губы).

   Важно помнить, что речь не может быть заменена ни тактильными контактами, ни двигательными воздействиями, ни сменой игрушек. Дефицит общения в первый год жизни может привести к угасанию потребности в общении, к отставанию в развитии речи (пассивной и активной).

   Показатели успешного развития предпосылок речи (к концу первого года): ребенок указывает на знакомые предметы или людей, которых ему называют; выполняет по просьбе взрослого элементарные предметные и игровые действия; активно лепечет; имитирует большое количество звуков; знает свое имя и реагирует на него; знает по именам членов семьи; активно использует разнообразные невербальные средства в общении с близкими взрослыми; проявляет интерес к предметам и к совместным действиям со взрослым.

   Второй этап – раннее детство (от года до трех лет). Родители должны продолжать развитие понимания речи, актуализировать потребности в использовании известных слов в собственной речи; начать развитие фразовой речи.

   Как же обеспечить дальнейшее понимание речи? Продолжайте все то, что делали в первый год жизни малыша. Привлекайте его к совместным разнообразным действиям с предметами и обязательно обозначайте словом предметы, некоторые их свойства, совершаемые с ними действия. Подберите хорошие детские сказки и песенки и предлагайте ребенку вместе послушать их в аудиозаписи (многократное прослушивание звучащей речи способствует её пониманию). Если ребёнок не может дослушать, то достаточно 5-7 минут внимательного слушания. Но, если позволять смотреть много мультфильмов, то зрительная гиперстимуляция блокирует развитие слухового восприятия, у многих родителей возникает проблема – дети не умеют слушать!

   Как обеспечить «переход» к активной речи ребенка? Родители часто говорят: «Он все понимает, но сам еще не может сказать». Татьяна Дмитриевна знакомит слушателей с книгой «Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога», авторский коллектив: Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, А. О. Дробинская, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. Некоторые рекомендации из книги:

· Необходимо помнить, что задачу сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. И ребенок решает эту задачу только в том случае, если у него актуализирована потребность в предметном сотрудничестве и общении с близким взрослым. Поэтому полезно в свое общение с малышом по поводу интересного предмета включать вопросы (что это? что он делает?) и побуждать его отвечать на них;

· Никогда не нужно торопиться выполнять просьбы, требования ребенка, выраженные невербальными средствами. Покажите ребенку, что вы не понимаете его. Настаивайте на том, чтобы он назвал желаемый предмет;

· Всегда читайте полюбившиеся ребенку стихи, предоставляйте ему возможность договорить последнее слово в стихотворной строке.

   Татьяна Дмитриевна познакомила слушателей с некоторыми приемами, способствующими активизации речи малыша в возрасте от 1 до 3 лет:

· Совместное рассматривание предметов, игрушек, домашних животных, побуждение ребенка к активным действиям (в этом случае слово связывается у ребенка с предметом и собственным действием);

· Разыгрывание потешек;

· Рассматривание картинок;

· Звуковое обозначение действий (давай потопаем: топ-топ; как стучит молоточек: тук – тук);

· Спектакль игрушки (Мишка упал и заплакал. Давай пожалеем мишку).

   Речь ребенка раннего возраста представляет собой: ответы на вопросы взрослого, вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в деятельности, сообщения-требования, побуждающие взрослого удовлетворить ту или иную потребность ребенка, вопросы, возникающие при знакомстве с новым предметом, явлением окружающего мира.

   Третий этап – дошкольный. Как обогащать речь малыша-дошкольника? Обогащайте жизненные и художественные впечатления ребенка через посещение театров, музеев, художественных выставок, цирка, зоопарка, скверов, природных заповедников, чтение книг, беседы и т.д. Предоставляйте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, делиться впечатлениями. НЕ подвергайте критике неудачную фразу, плохо сформулированный вопрос. Играйте с ребенком в речевые игры, способствующие обогащению словаря: «Подскажи словечко»: Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее.

-Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)

Примеры вопросов: Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы?

«Кто как передвигается?» (Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет?)

« Кто что делает» (повар готовит пищу; пекарь печет хлеб; тракторист…)

«Кто где живет» (волк живет в логове, медведь – в берлоге, щука - …)

   Постепенно мы выходим на уровень обобщения. Смотрите с ребёнком непонятные для него слова в словаре, читайте, показывайте, объясняйте сами.

   Слушатели могли задать лектору интересующие их вопросы, лекцию Татьяна Дмитриевна завершила следующими словами: «Как красиво звучит наш великий русский язык!»

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2014-12-25 11:55
Дата изменения: 2015-01-26 17:51