Лекция "Как научить ребёнка строить диалог?"

17 февраля в 18-30 состоится лекция "Как научить ребёнка строить диалог?" из цикла "Речевое развитие ребёнка в семье". лекцию прочитает Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ
Время проведения17.02.2015 в 18-30
ГдеКонференц-зал (4 этаж)
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаЛекторий для родителей дошкольников

«Как научить ребёнка строить диалог?»

 17 февраля 2015 года состоялась лекция «Как научить ребёнка строить диалог?», которую прочитала Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ.

Для обсуждения на лекцию вынесены следующие вопросы: Что собой представляет диалогическая речь? Каковы её особенности? Как происходит развитие диалогической речи в  детстве? Что значит «развивать диалогическую речь»? Чем характеризуется высокий уровень развития диалогической речи ребенка, поступающего в школу? Как развивать диалогическую речь в условиях семейного воспитания?

Размышляя по данной теме, Татьяна Дмитриевна обратилась к словам великих ученых: «… подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге людей» (Л. Щерба); «…речь может существовать в действительности только в форме конкретных высказываний отдельных говорящих людей, субъектов речи» (М. Бахтин).

Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи, более простая форма речи, чем монологическая. Имея ярко выраженную социальную направленность, диалогическая речь служит целям непосредственного живого общения людей.

Можно обладать хорошей речью, но не уметь строить диалог. Если есть проблемы в диалогической речи, то будут проблемы в коммуникации, что мы наблюдаем в современной социокультурной среде. Главная задача – научить ребёнка строить диалог.

Диалог – это обмен репликами,  это вопрос – ответ. Важно владеть искусством ведения беседы. В рамках функционального подхода выделяют следующие типы диалога: расспрос, беседа, диспут, спор. Ученые выделяют следующие особенности диалогической речи:   она ситуативна (связана с ситуацией, в которой происходит общение, и с отношениями собеседников); свернута (в ней многое подразумевается благодаря общности ситуации); спонтанна;  диалог отличается от монологической речи простотой грамматических конструкций и синтаксического построения; «опирается»  на невербальные компоненты общения (жесты, мимические реакции, позы и т.п.). Нередко мы говорим словами одно, а наша поза выражает другое.

Этапы развития  диалогической речи:

1.                Первый год жизни – подготовительный (доречевой)   этап. Оформление фонематического слуха.

2.                Ранний возраст (от 1 года до 3-х лет) -  речь ребенка непосредственно связана с практической деятельностью или с ситуацией, в которой находятся ребенок и взрослый.

Д.Б. Эльконин выделяет  такие особенности в  диалогической речи в раннем детстве:

Речь ребенка  третьего года жизни  представляет собой: ответы на вопросы взрослого; вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в деятельности; сообщения-требования, побуждающие взрослого удовлетворить ту или иную потребность ребенка; вопросы, возникающие при знакомстве с новым  предметом, явлением окружающего мира.

 

3.                Младший дошкольный возраст.  Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет:

·                   любит вести диалог  со взрослым, в эмоционально комфортной ситуации становится его инициатором;

·                   в диалоге со взрослым задает много  вопросов разных типов (вопросы самовыражения, вопросы самоутверждения, познавательные вопросы);

·                   с удовольствием делится своими впечатлениями, предположениями;

·                   старается использовать в речи формулы речевого этикета (извинение, благодарность, просьба и т.п.);

·                   стремится слушать внимательно, не перебивать собеседника;

·                   в диалоге со сверстниками и взрослыми использует разные речевые жанры и типы высказываний (описание, повествование, рассуждение).

Если мы отмахиваемся от ребёнка, отвечаем на недоступном для него языке, то вопросов становится меньше, дальше возникает проблема – как пробудить познавательную активность перед школой.

4.                Старший  дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте при благоприятных условиях воспитания и развития все навыки диалогической речи совершенствуются.

Показатели высокого уровня развития диалогической  речи и общения  в старшем  дошкольном возрасте:

·                   активно вступает в контакт с собеседниками, быстро реагирует на обращение к себе, вопрос или сообщение;

·                   охотно беседует на различные темы (в первую очередь – личностные);

·                   без напоминания использует формулы речевого этикета;

·                   способен самостоятельно вести расспрос, используя разные типы вопросов;

·                   с целью привлечения внимания  собеседника активно использует интонационные возможности языка, невербальные средства общения;

·                   в диалоге удерживается в рамках обсуждаемой темы;

·                   адекватно ситуации общения использует различные речевые жанры и типы высказываний;

·                   замечает некоторые ошибки в речи окружающих и в своей собственной, стремится переформулировать неудачное высказывание;

·                   стремится не перебивать говорящего.

По мысли великого педагога прошлого Я.А. Коменского, развивать  речь можно одним методом – методом практических упражнений, поскольку дети легко учатся говорить в процессе разговора. Эти упражнения  должны строиться на знакомом детям материале, быть игровыми и легкими для восприятия.

Условия  развития    диалогической   речи  (в понимании современных психологов и педагогов):

1.                Формирование и развитие у ребенка с первых дней жизни потребности в общении с близкими взрослыми.

2.                Организация общения в адекватной возрасту форме (с учетом содержания потребности в общении, основных мотивов общения, интересующих ребенка тем).

3.                Включение диалога с ребенком в привлекательную для него деятельность.

4.                Партнерские отношения между взрослым и ребенком.

5.                Обеспечение «баланса» речевой  активности взрослого и ребенка.

6.                Обогащение жизненных и художественных впечатлений ребенка.

7.                Использование специальных речевых игр и игровых упражнений.

8.                Содержательные  и разнообразные контакты ребенка  со взрослыми и сверстниками.

9.                Благоприятный психологический климат в семье и группе детского сада.

10.           Образцовая речь   взрослых. Как говорите вы, так говорит и ваш ребёнок!

Татьяна Дмитриевна дала рекомендации родителям для развития диалогической речи ребёнка:

·                   играйте с ребенком в разнообразные сюжетно-ролевые игры, при этом акцентируйте внимание ребенка на ролевых диалогах, а не на действиях с предметами;

·                   инсценируйте вместе  эпизоды любимых сказок, мультфильмов, спектаклей, содержащие диалоги героев;

·                   играйте в «разговоры по телефону», в аптеке, в магазине и т.д.;

·                   наблюдайте за явлениями природы и обязательно обсуждайте увиденное;

·                   обязательно каждый день читайте, обсуждайте прочитанное; побуждайте ребенка ставить вопросы к художественному тексту (воображаемому герою, автору);

·                   учите малыша загадывать и отгадывать  загадки;

·                   играйте в речевые игры с правилами («да»  и «нет» не говорить»), побуждающие ребенка использовать формулы речевого этикета, сдерживать свои эмоции, отвечать на заданный вопрос и т.д.;

·                   предоставляйте ребенку возможность вступать в диалоги с другими людьми в разных ситуациях (в магазине, в аптеке, в сквере и т.д.).

          Следующая занятие лектория состоится 17 марта, оно будет посвящено развитию монологической речи дошкольника.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2015-01-27 11:08
Дата изменения: 2015-02-24 16:44