Открытая лекция "Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв."

16 апреля в 18-30 (к./зал) состоится лекция "Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв.", которую прочитает Валерий Владимирович Мароши, доктор филологических наук, профессор НГПУ
Время проведения16 апреля в 18-30
ГдеКонференц-зал (4 этаж)
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаОткрытые лекции по русскому языку и литературе

Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв.

16 апреля Валерий Владимирович Мароши, доктор филологических наук, профессор НГПУ прочитал лекцию для жителей и гостей города Новосибирска «Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв.»

Зоопарки появляются в русской литературе в 30-х годах XX века, но так и не становятся важной темой, часто описываются в литературе для детей. Отражение зоопарка в литературе связано с такими жанрами как басня, бестиарий, политическая карикатура. Литература является зеркалом, отражающим реальное положение дел (как рождаются и существуют зверинцы).

Зверинец, зоосад, зоопарк – цельный символ, где животные существуют вместе, но во многих литературных произведениях мы видим описание отдельных животных.

Появляется наука «этология» – наука о поведении животных. Цель создания зоопарков – просвещение публики, ведение научных исследований. Но в действительности мы наблюдали обратный процесс – над животными издевались, убивали.

Существовало несколько видов зверинцев: элитарные/царские, которые создавались около царских и императорских усадеб, в центре города, и, конечно же, были самыми впечатляющими; усадебные/дворянские немного уступали царским; публичные или передвижные, которые пользовались особой популярностью у людей, потому что там выполнялись цирковые номера с животными.

В России публичные зверинцы появляются во времена Екатерины II. Слово зверинец обозначало «место для охоты», позднее «место охоты для императора».

В литературе зоопарк существует вместе с представлением о разделённости мира на рай и ад. Важные образы для изображения зоопарка в литературе – ребёнок (А. И. Куприн «Слон», Л. Андреев «Проклятие зверя») и животные (М. Зощенко «Перед восходом солнца», Л. Н. Толстой «Лев и собачка»).

Символика зоосада и зверинца как эдема появляется в XIX в. (И. С. Тургенев). Позднее об этом пишет В. Хлебников в поэме «Зверинец», где также раскрывает  тему райского места, но это лишь один из смыслов. Райский образ зоопарка – европейские и американские зоопарки, это отмечает В. Набоков «Путеводитель по Берлину», либо локализованы в далеком прошлом или в светлом будущем.

Рай противопоставляется земной тюрьме, что показывает Вяч. Иванов:

В ложбине черной, над водами,

Оленьи видел я рога,

А за соседними садами

Манили взрытые луга,

Где пролагался путь железный.

Но первый сон, душе любезный,

В окне привидевшийся сон —

Был на холме зеленом слон.

С ним персы, в парчевых халатах,

Гуляли важно… Сад зверей

Предстал обителью царей,

Плененных в сказочных палатах,

Откуда вспыхивал и мерк

Хвостом павлиньим фейерверк.

 

Развитие и существование зоопарков в действительности начинает изображать А. П. Чехов в фельетонах «Осколки Московской жизни». К началу XX века зоопарк был переосмыслен как несправедливость мира (Ф. Сологуб «Мы плененные миром», Н. Бурлюк «Зверинец в провинции», М. Кузмин «Панорама с выставки», В. Шкловский «Zoo, или письма не о любви»), усугубляется грязь и распад. Революция была представлена  как восстание в зверинце. К. Чуковский в «Крокодиле» зарифмовал зоологический сад и ад.

 Валерий Владимирович в конце лекции сделал такие выводы: во-первых, зоопарк мыслится как ад, подобие человеческого общества, мы можем называть зоопарком коммунальную квартиру, людей. Во-вторых, зоопарк – это образ утраченного рая, зоопарк – то место, где человек может вернуться в эдем. В-третьих, два столь различных образа зоопарка могут соединяться в литературе.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2015-03-05 14:48
Дата изменения: 2015-05-11 09:30