Открытая лекция "Русская литература и национальная идентичность"

     17 сентября в 18.30 (в конференц-зале) состоится открытая лекция для горожан "Русская литература и национальная идентичность", которую прочитает Илья Владимирович Кузнецов, доктор филологических наук, профессор кафедры истории театра, литературы и музыки Новосибирского государственного театрального института.

     Вход свободный!
Время проведения17 сентября в 18.30
ГдеКонференц-зал (4 этаж)
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаОткрытые лекции по русскому языку и литературе

Русская литература и национальная идентичность

     17 сентября состоялась открытая лекция для горожан «Русская литература и национальная идентичность», которую прочитал Илья Владимирович Кузнецов, доктор филологических наук, профессор НГТИ.

     Зачином лекции послужила презентация литературных плакатов «Компас в книжном мире», созданных в рамках образовательно-просветительского проекта «Литературные перекрёстки» фонда «Родное слово». Людмила Аркадьевна Монахова, директор фонда «Родное слово», руководитель Центра русского языка НГОНБ и Илья Владимирович Кузнецов, координатор данного проекта, представили плакаты слушателям, рассказали о том, для чего были созданы «литературные советы» для читателей. Цель проекта – сориентировать читателя в новом литературном пространстве. Характеризуя книги, относящиеся к 2-ой половине столетия, И. В. Кузнецов отметил, что главное в человеке – это нравственное чувство. В человеке есть способность различать добро и зло, в нем с рождения заложено это нравственное чувство. В ходе войны осознание нравственности исчезает, человек перестает различать добро и зло. Эту проблематику начинают освещать писатели: Б. Пастернак, А. Битов, В. Шукшин, М. Кучерская и др. Илья Владимирович обратил внимание, что главная проблема деревенской прозы, как и городской – кризис личности. Русская литература вновь заговорила о том, что родной уклад надо восстанавливать, разные писатели начинают решать одну и ту же проблему. Плакаты, адресованные пассажирам метро, рассказывают о наиболее ярких литературных произведениях второй половины ХХ века. Илья Владимирович подчеркнул в своей аннотации к представленным плакатам, что русская литература не закончилась в 80-е годы, она продолжается.

      Литература – это квинтэссенция состояния языка и народа. Советский народ – народ многонациональный. Русский характер сконцентрирован в литературе. На протяжении трёх столетий русская литература была христианской, религиозной (в начале средневековья). Сначала существовал этический идеал, идеал святости, книги писали монахи, которых считали проводниками некоего божественного знания. Искусство всегда держится на вымысле и подражании природе, но русская книжность в это время не имела вымысла. Все, что писалось, должно было обладать установкой на достоверность.

     В 17-18 веке происходит культурная трансформация. Религиозная культура уходит на второй план. Возникает художественная литература по европейскому образцу: А. Сумароков, Г. Державин и др. Но сословное положение автора было сомнительным. В Европе писательское искусство считалось ремеслом, писатели – люди третьего сословия. А где в России крепостные писатели? Писатели были особым сословием, носителями «божественного глагола» (поэт-пророк, известный по стихотворениям Державина, Пушкина, Лермонтова).

     В 18 веке русская литература строится по европейскому образцу, но в сжатой форме: то, что Европа проживала 3 столетия, Россия прошла за 100 лет. Только русский романтизм сложился в полной мере, шел наравне с европейским. В 20-30-е годы 18 века начинается движение за национальную самобытность: возникает «Общество любителей русской словесности», создается первый учебник по русской литературе, возникает интерес к фольклору. А.С. Пушкин играет со многими жанрами и стилями, создавая необыкновенные произведения и героев. Даже «Капитанская дочка» вводит многих в заблуждение. Так, например, внук известного литературоведа С. Бочарова задал деду вопрос: «Я понял произведение, но не понял почему оно называется «Капитанская дочка»?». «А ты бы как назвал?» – спрашивает дед. «Заячий тулупчик». Ребенок видит смешение жанров и предлагает свой вариант названия.

     В 30-е годы особый всплеск интереса к национальной культуре, появляется «Конек-горбунок» П. П. Ершова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Вся литература этого периода является нашим национальным достоянием, но она была недоступна для понимания европейцам.

     Проза Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого – мировая классика, писатели используют такой жанр, как религиозная легенда, где происходит преступление, наказание и раскаяние. Литературная классика второй половины 19 века стала фундаментом для театральной школы Константина Станиславского. Многое из литературы 19 века наследовал для своих направлений Серебряный век: символизм, авангардизм, имажинизм и др.

     Русская литература в нашей стране является главным средством национальной идентификации. Не нужно думать, что русская литература устарела или прекратилась. Русская художественная литература не прекратится никогда, пока человек задумывается о своём месте в мире. Владимир Набоков, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов – классики мировой литературы конца 20 столетия. Русскую литературу знают и ценят в мире, в ней заключена генетическая память нашей национальной культуры.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2015-08-20 10:20
Дата изменения: 2015-10-01 13:50