Лекция "Истоки детской речи"

15 сентября в 18.30 состоится первая в новом учебном году лекция  "Истоки детской речи" в рамках лектория для родителей дошкольников "Ребёнок учится говорить". Лекцию прочитает Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ.
Время проведения15 сентября в 18.30
ГдеКонференц-зал (4 этаж)
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаЛекторий для родителей дошкольников

Истоки детской речи

     15 сентября состоялась первая лекция «Истоки детской речи» в рамках лектория «Ребёнок учится говорить», которую прочитала Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ.

     В настоящее время создается очень тревожная ситуация: за последние 20 лет значительно увеличилось количество детей, имеющих серьезные нарушения речи и нуждающихся в помощи логопедов, в каждом детском саду есть логопедические группы. Современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники несколько десятилетий назад.

     На пороге школы многие дети (около 50%) слабо владеют речью как инструментом общения и познания, выражения своих переживаний, планирования и регуляции своей деятельности и поведения. Ребёнок плачет и злится, а рассказать о своей проблеме, своих печатлениях словами не может. Многие дети не могут описать свою любимую игрушку: она есть, но рассказ составить сложно, не могут последовательно и логично рассказать о каком-либо событии, пересказать сказку и т.п. Дети не владеют многими речевыми жанрами: как попросить? как обратиться? как поблагодарить?

     Мы сейчас практически не слышим литературного языка, поэтому специалисты отмечают ограниченность детского словаря, слабое владение детьми нормами языка. Низкий уровень развития речи ребенка затрудняет его контакты с другими людьми, обучение в школе, ограничивает возможности самореализации личности.

     Речь – особый процесс. Она перестраивает все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Речь позволяет ребенку выстраивать полноценное общение с другими людьми, планировать свою деятельность и управлять своим поведением, полнее выразить свои чувства и осознать их. То, что не говорится, то и не осознается.

     Через речь и язык происходит приобщение к своей культуре, ребёнок становится полноправным членом общества, поскольку слово есть знак, имеющий общее значение для всех носителей данного языка.

     Формирование предпосылок речевой деятельности происходит двумя путями: через развитие понимания речи (пассивная речь) и через развитие предречевых вокализаций, что во многом предопределено самой природой: вскрики, гуканье, гуление (еще не отражает особенностей языка), лепет, лепетное говорение, когда ребёнок произносит целую фразу.

     Первый год жизни – доречевой этап в развитии ребенка. На этом этапе формируются предпосылки овладения речью: развитие понимания значения слов (ребенок находит часто называемый предмет, выполняет простейшие словесные инструкции взрослого).

     Возникает вопрос: как обеспечить развитие предречевых вокализаций?

·  В первое полугодие жизни в периоды бодрствования ребенка как можно больше разговаривайте с ним (называйте свои действия и действия, состояния малыша; ведите «диалог за двоих»). Надо разговаривать столько, чтобы было ощущение, что язык устал.

· Включайте в свое общение с ребенком фольклорные и литературные тексты.

· Разговаривайте с ребенком мягко, ласково, не коверкая слова! Это обеспечит малышу чувство эмоционального комфорта, повысит его активность в эмоциональном контакте с близкими взрослыми.

· Повторяйте за ребенком произносимые им речевые звуки, эмоционально поддерживайте все его вокализации, побуждайте его к речевой активности.

     Слушатели задали вопрос: «Как разговаривать с мальчиком? Как с девочкой?». Татьяна Дмитриевна отметила, что гендерный вопрос здесь не учитывается. В первый год жизни надо осознавать то, что это дитя!

     Во втором полугодии обеспечьте ребенку возможность ползать и исследовать окружающие предметы: рассматривать, ощупывать, облизывать, бросать и т.п. Нельзя жестко пеленать и закутывать ребёнка, нужно давать ему двигаться, чтобы у ребёнка возникли представления и ощущения.

     В первом полугодии не нужно стремиться ставить между собой и ребёнком игрушку, важнее персональное общение. Во втором полугодии уже можно вводить предмет, назвать, сказать какой он, показать, как с ним действовать. Когда вы показываете предмет, то нужно добиться зрительного сосредоточения ребенка на предмете.

     Показатели успешного развития:

· указывает на знакомые предметы или людей, которых ему называют;

· выполняет по просьбе взрослого элементарные предметные и игровые действия;

· активно лепечет;

· имитирует большое количество звуков; ребенок знает свое имя и реагирует на него;

· знает по именам членов семьи;

· активно использует разнообразные невербальные средства в общении с близкими взрослыми;

· проявляет интерес к предметам и к совместным действиям со взрослым.

· произносит несколько осмысленных слов (мама, пить, баба и др.).

     Этап автономной речи. Автономная речь – собственная речь ребенка (особое звучание и свои собственные значения употребляемых звукокомплексов). Автономная речь всегда связана с конкретной ситуацией и может быть понята только в данной ситуации и только тем, кто постоянно общается с ребенком. Как же обеспечить переход от автономной речи к «обычной» речи? И почему ребенок может долго не говорить или говорить очень плохо?

      Причины нарушений в речевом развитии:

1. Органические причины: недоразвитие и нарушения деятельности мозга, возникающие в период внутриутробного развития, в период родов или сразу после рождения; различные органические поражения периферических органов речи (например, расщепление нёба).

2. Психоневрологические причины: умственная отсталость, различные нарушения памяти и расстройство других психических функций.

3. Функциональные причины: отклонения в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе ребенка.

4. Социально-психологические причины: дефицит общения со взрослыми; неадекватность формы общения возрасту ребенка; избыточное понимание взрослыми автономной речи, невербальных проявлений ребенка; активное использование взрослыми детского языка; неправильная речь родителей; ограниченность жизненных впечатлений. Социально-психологические причины мы в большей мере способны устранить.

      По окончании лекции Татьяна Дмитриевна ответила на вопросы слушателей и назвала темы следующего практикума и лекции: «Как правильно рассказать сказку малышу?», «Как развивать речь ребёнка от года до трёх лет?»

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2015-08-21 14:47
Дата изменения: 2015-10-01 14:02