Открытая лекция по литературоведению "Что мы знаем о человеке из русской классической литературы?"

   22 октября состоится открытая лекция по литературоведению "Что мы знаем о человеке из русской классической литературы?", которую прочитает Татьяна Ивановна Печерская, доктор филологических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета.
Время проведения22 октября в 18.30
ГдеКонференц-зал (4 этаж)
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаОткрытые лекции по русскому языку и литературе

Что мы знаем о человеке из русской классической литературы?

        22 октября Татьяна Ивановна Печерская, доктор филологических наук, профессор НГПУ, прочитала лекцию по литературоведению «Что мы знаем о человеке из русской классической литературы».

      Ф. М. Достоевский писал «Человек есть тайна». Человек находится в центре всего. Исторический человек меняется, а человек с его желаниями нет. В 19 веке появляется направление реализм, то, что мы называем классической литературой. Меняются способы изображения человека: в начале века человек изображается как явление природное, 2 тип изображения – существо социальное, 3 тип – носитель высшей духовной жизни. Изображение человека как носителя духовного связано с именами Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого – новаторами в изображении человека, классиками мировой литературы.

       Личность у Ф. М. Достоевского противостоит среде. Писатель переводит проблему человек – среда в проблему человек перед Богом. Русская литература развивается по системе Коперника – в центре мира оказывается человек.

       У Ф. М. Достоевского важным оказывается я относительно Бога и я относительно ты, через это человек приходит к Богу, к диалогу. Мышкин нужен всем, чтобы прийти к Богу. Если связи между героями романа нарушены, то наступает катастрофа. Способы познания у Ф. М. Достоевского: через душевные катастрофы и трагические конфликты (сюжеты пороговые – человек всегда на краю). Его герои всегда не у дел, бедны, потеряны. Центральные герои Достоевского открываются через самопознание. Поступки не всегда выражают героев. Герои иногда сами не могут понять и оценить свои поступки (почему Раскольников убил старушку?). Очень часты в романах Ф. М. Достоевского исповеди. Открытие у Достоевского – психологическая проницательность. Часто метод Достоевского называли методом фантастического реализма, он так не считал.

        Л. Н. Толстого человек интересует иначе, писатель был уверен, что знает о человеке всё. Л. Н. Толстой вел дневник всю жизнь, где записывал эксперименты с душой. Л. Н. Толстому интересна индивидуальность человека, человек описывается как динамическая система, её текучесть, чередования. Писатель жестко обличает человека во лжи: последовательно описывает, разоблачает автоматизм жизни человека. Носителями абсолютной истины становятся простые люди. К высшей духовной точке человек в его романах идет постепенно (искания А. Болконского).

       Романы И. С. Тургенева не являются мировой классикой, они похожи на европейские. Произведения Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского строятся по-другому, раскрывают человеческую душу, показывают психологические проблемы и искания.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2015-09-28 11:43
Дата изменения: 2015-11-24 16:57