Открытая лекция по литературоведению "Ф.М. Достоевский: христианское, русское, личное"

17 декабря в 18.30 состоится лекция "Ф. М. Достоевский: христианское, русское, личное". Лектор - Илья Владимирович Кузнецов, доктор филологических наук, профессор НГТИ.

Вход свободный!
Время проведения17 декабря в 18.30
ГдеКонференц-зал (4 этаж)
Кто проводитЦентр русского языка
ТематикаОткрытые лекции по русскому языку и литературе

Ф.М. Достоевский: христианское, русское, личное

 

XIX век – век реализма. Становление реализма проходит 3 основные стадии. Во время А.С. Пушкина герой –  это герой романтического типа. 1 этап характеризуется становлением двух принципов: принцип причинности – фундаментальный закон реализма, и отрабатывался принцип типизации.

2 этап развития реализма – 40-е гг. XIX века. Во-первых, меняется тип героя: герой среднестатистический – мелкий чиновник, средний гражданин.  Такую литературу лучше понимают в Европе, она им ближе, чем литература
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Во-вторых, происходит смена причин. Это изменение начинается еще в творчестве Н.В. Гоголя – всё происходит по воле Божьей. Почему в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершает преступление? Сила овладевает человеком, бесовская сила. В романе «Идиот» князь Мышкин уезжает за границу, отъезд за границу в русской литературе – символическая смерть. Роман «Бесы» начинается эпиграфом из Евангелия. В литературе меняются мотивировки. Люди живут плохо, потому что не по закону Божьему.

Если у Ф.М. Достоевского герой – нигилист, то это приговор. Герои-нигилисты отвратительны, как Лебезятников в «Преступлении и наказании», как  компания, в которую приходит Бурдовский и Ипполит в «Идиоте», как каждый в «Бесах».

У Ф.М. Достоевского было резким отношение к католицизму, негативное отношение ко всему европейскому укладу. Это проецируется в князе Мышкине. Описано отношение к христианству в «Легенде о Великом инквизиторе» в  романе «Братья Карамазовы». Христианство исходит из того, что по замыслу человек велик, силён и свободен. Обыгрывается в этом отрывке тема гордости и кротости (гордые и кроткие персонажи). Вырастает идея богоборчества: инженер Кириллов говорит о том, что Бога нет, есть страх.

Для творчества Ф.М. Достоевского характерно то, что русский народ – богоносец, эта идея поднята из глубоких слоёв русского общества. Все основные мысли, темы Ф.М. Достоевский брал из давно забытых, либо непонятых другими идей, традиций, пониманий. Творчество Ф.М. Достоевского многогранно, глубоко, полно зашифрованных контекстов и отсылок к древним и священным текстам.

По окончании лекции И.В. Кузнецов ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2015-11-28 10:48
Дата изменения: 2015-12-27 09:37