Выездное мероприятие Историко-литературного клуба "Эленарда"

Физики и лирики от искусства

Каким должен быть настоящий поэт и что рождает настоящую поэзию: упорная мучительная «добыча слов» или «божья искра»? Эти и другие  вечные вопросы «эленардовцы» обсудили на выездном заседании в гостях у клуба любителей чтения «Ключ» в библиотеке имени К. Маркса (http://www.karlmarx.lib54.ru/clubs.html; http://infomania.ru/map/?p=6053).
Читательский клуб “КЛЮЧ” (Клуб любителей чтения) существует при городской библиотеке уже десять лет. Руководит им Андрей Анатольевич Дорофеев. Основные цели клуба – формирование круга читателей с более глубоким отношением к литературе и способностью к самовыражению, выработка этики общения при столкновении взглядов и мнений.
В последнее воскресенье месяца в клубе собираются от 15 до 20 человек для обсуждения прочитанных книг и дружеского общения. Особенность “КЛЮЧа” в том, что, согласно Уставу, здесь может проявить себя каждый, выступая, по желанию, в одной или нескольких традиционных рубриках. Основная рубрика – это обсуждение книги, которая была выбрана заранее общим голосованием. По традиции в декабре проходит обсуждение просмотренных фильмов, а в январе в основной рубрике звучат стихи.
На повестке дня стояло обсуждение «Повестей Белкина» А. С. Пушкина и презентация первой повести председателя историко-литературного клуба любителей творчества Толкина «Эленарда» Евгения Соснина. Именно обсуждение повести стало толчком для интереснейшего диалога между клубами, в ходе которого выяснилась значительная разница в мировоззренческом подходе к сути поэтического творчества.
В основе дружеских застольных бесед участников клуба «КЛЮЧ» лежит довольно древняя и на сегодняшний день весьма устаревшая идея Платона о том, что «поэт - это существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным, и не будет в нем больше рассудка; а пока у человека есть этот дар (рассудок), он не способен творить и пророчествовать» [Платон, «Ион»]. Именно её и высказали критики после презентации повести Е.В Соснина, где отстаивалась целостность творчества, опирающегося во все времена на диалектическое единство разума и чувств. В ответ один из участников процитировал стихотворение Константина Бальмонта:
                              
                                        Я не знаю мудрости годной для других,
                                        Только мимолетности я влагаю в стих.
                                        В каждой мимолетности вижу я миры,
                                        Полные изменчивой радужной игры.

                                        Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
                                        Я ведь только облачко, полное огня.
                                        Я ведь только облачко. Видите: плыву.
                                        И зову мечтателей... Вас я не зову!

На это председатель клуба «Эленарда» резонно возразил: поэтический труд Константина Бальмонта не ограничивался одними «облачками», так как автор процитированных строк знал пятнадцать языков! Кроме того, в эссе Бальмонта «К молодым поэтам» знаменитый поэт Серебряного века довольно точно раскрыл суть «облачной» метафоры своего произведения: «Поэт – облако. Но да вспомнит, кто хочет это понять, как создается облако, сколько малых капель сочетаются в долгой работе своим воздушным дыханием, прежде чем мы увидим белое руно, которое посереет, и потемнеет, и отяжелеет, и раскинется чудовищем, чтоб затем заиграла алая молния и в музыке грома возникла серебряная пляска дождя…
Стих должен быть крепким. А для этого нужно скрутить себя. Уметь в весенний свой день сидеть над философской книгой, и английским словарем, и испанской грамматикой, когда так хочется кататься на лодке и, может быть, можно с кем-то целоваться. Уметь прочесть и 100, и 300, и 3000 книг, среди которых много-много скучных. Полюбить не только радость, но и боль (курсив наш – С. П.)» [Бальмонт, К.Д. Собрание сочинений в семи томах. Т.6: К молодым поэтам/Край Осириза; Где мой дом?: Очерки (1920-1923); Горные вершины; Сборник статей; Белые зарницы: Мысли и впечатления - М.: Книжный клуб Книговек, 2010: c. 219].
Не меньше возражений у «Ключа» вызвала отсылка Евгения Соснина к работе советского философа Александра Калантара, говорящего о единой сути науки и творчества и о том, что гармония уже давно поверена алгеброй [А. Л. Калантар. Красота истины: об эстет. началах науч. познания / А. Л., Академия наук Армянской ССР, Институт философии и права. - Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР, 1980. - 185 с.].
Обсуждение самих «Повестей Белкина» оказалось не менее любопытным, чем предыдущий диалог. Участниками клуба «Ключ» были высказаны следующие расхожие идеи: притягательность этого незамысловатого по сути произведения заключается в той самой «божьей искре», которую не уловить разумом и не измерить пробиркой. На что участники клуба «Эленарда» возразили: обаяние «Повестей Белкина» уже давно «измерено пробиркой» в многочисленных работах известных пушкинистов (например, Юрия Тынянова), которые мы помним ещё со школы. Незаметная на первый взгляд сложность скрыта не в сюжете и героях, а в «витиеватой» системе «голосов», организующих повествование. Создаётся эффект диалога, живого рассказа, где каждый норовит вставить что-то своё. Пушкин при этом словно бы  «уступает» основную нить рассказа Ивану Петровичу Белкину и другим «подставным лицам», но их романические истории постоянно «спотыкаются» об расставленные автором «овраги». Эти неожиданные сюжетные повороты, нетипичное завершение уже набивших оскомину историй и придают повестям Белкина дополнительное очарование.
Многие моменты вызывали несогласие и живые эмоциональные обсуждения между участниками клубов, но в целом заседание получилось познавательным и не бесполезным.

                                                                                                           библиотекарь I категории Петунин С.В.
Время проведения24.04.2016 14:30:00
Гдегородская библиотека им. К. Маркса
Кто проводитОтдел городского абонемента
ТематикаИнтеллектуальный клуб

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2016-05-04 15:38
Дата изменения: 2016-05-04 15:45