«Сумароков Александр Петрович - поэт и драматург»: 25 ноября - 300 лет со дня рождения А. П. Сумарокова (1717-1777), русского драматурга, поэта

Сумароков Александр Петрович (14[25].11.1717—1[12].10.1777) происходил из старинного дворянского рода. В 1732-40 гг. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая В. К. Тредиаковскому. Служил адъютантом у гр. Г. И. Головкина и гр. А. Г. Разумовского. Стихи Сумарокова этих лет несут на себе печать сильного влияния од М. В. Ломоносова, но вскоре поэт избирает иной жанр, принесший ему популярность, — любовные песни, расходившиеся в списках. В них Сумароков разрабатывает поэтические приёмы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее применённые им в трагедиях. Песни Сумарокова были неодобрительно встречены Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. В статье «О стопосложении. Критика на оду» Сумароков резко осудил поэтическую стилистику Ломоносова, напечатал «Эпистолу о стихотворстве» (1747), где сформулировал принципы поэтики основных жанров классицизма, особое внимание уделив жанрам сатирическим — комедии и басне. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым в 50-е годы по вопросам поэтического стиля представляла важный этап в формировании эстетики и художественной практики русского классицизма.

От песен Сумароков перешёл к стихотворным трагедиям. До появления его первых трагедий — «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750) — русская драматургия жила традициями т. н. школьной драмы XVII в. с её аллегорическими сюжетами и условно-мифологическими персонажами. Сумароков впервые в истории русского театра создал трагедии, основанные на опыте французской и немецкой просветительской драматургии 30—40-х XVIII века. В них он соединил любовные темы с общественной и философской проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого Сумароков был в 1756-61гг. В 1759 году поэт издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором выступал на стороне оппозиционной придворной группы, ориентировавшейся на будущую императрицу Екатерину II. С конца 50-х гг. между Сумароковым и приближенными Елизаветы возникает конфликт. В конце 50-х — начале 60-х Сумароков пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

В начале царствования Екатерины II его литературная слава достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. И. Новикова и Д. И. Фонвизина, поддерживают Сумарокова. После переезда в Москву в 1770 году произошёл конфликт Сумарокова с московским главнокомандующим П. С. Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, а Сумароков ответил издевательским письмом. Всё это ухудшило его общественно-литературное положение. Последние годы жизни писателя омрачены материальными лишениями, утратой популярности, пристрастием к спиртным напиткам, которое свело его в могилу.

 В 70-е годы Сумароков создал лучшие свои комедии («Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» — все 1772 г.) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). В комедиях, которые Сумароков начал писать с 1750 г., сильна обличительно-бытовая струя, в них порой даётся дифференцированная речевая характеристика персонажей; в этом смысле они некоторыми своими чертами предвосхищают комедии Д. И. Фонвизина. Сумароков участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники: «Сатиры» (1774), «Элегии» (1774). Последователями Сумарокова в литературе были такие значительные поэты и драматурги, как М. М. Херасков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев.

Время проведения01.11-30.11, комната 208

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2017-11-07 11:48
Дата изменения: 2017-11-07 11:57