Русский постмодерн

Русский постмодерн
float(0)

Постмодернизм в русской литературе успел утратить эффект но­визны, про него много говорят, много разного. В постмодернизме действительно немало необычного, шокирующего, даже "шизоидного" — и он же эрудит, полиглот, отчасти философ и культуролог. Особые приметы: лишен традиционного "я" — его "я" множественно, безлично, неопределенно, нестабильно, выявляет себя посредством комбинирования цитации; обожает состояние творящего хаоса, опьяняется процессом чистого становления; закодирован, даже дважды; соединяет в себе несоединимое, элитарен и эгалитарен од­новременно; тянется к маргинальному, любит бродить "по краям"; стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры, деиерхизирует иерархии, размягчает оппозиции; дистанцируется от всего линейного, однозначного; всегда находит возможность ускольз­нуть от любой формы тотальности; релятивист; всем видам производ­ства предпочитает производство желания, удовольствие, игру; никому не навязывается, скорее способен увлечь, соблазнить. Характер: не­зависимый, скептический, иронический, втайне сентиментальный, то­лерантный; при всем том основательно закомплексован, стремится избавиться от комплексов. Любимые занятия: путешествия (в про­странстве культуры), игра (с культурными знаками, кодами и т. д.), кон­струирование/переконструирование (интеллектуальная комбинаторика), моделирование (возможных миров).

Русский постмодернизм рождается из поисков ответа на отличную от западной коллизию – на сознание расколотости культурного целого, не на метафизическую, а на буквальную “смерть автора” и складывается из попыток в пределах одного текста восстановить культурную органику путем диалога разнородных культурных языков.

Особенностью русского постмодернизма является так же архитип юродивого, который в тексте является энергетическим центром и выполняет функции классического варианта пограничного субъекта, плавающего между диаметральными культурными кодами и одновременно функцию версии контекста.

56097.jpg

Николай Байтов — один из немногих современных писателей, знающих секрет полновесного слова. Слова труднолюбивого (говоря по­байтовски). Образы, которые он лепит посредством таких слов, фантасмагоричны и в то же время — соразмерны человеку. Поэтому проза Байтова будоражит и увлекает. «Зверь дышит» — третья книга Николая Байтова в серии «Уроки русского».


Moscow_Petushki.jpg

 Венедикт Ерофеев - явление в русской литературе яркое и неоднозначное. Его знаменитая поэма "Москва - Петушки", написанная еще в 1970 году, - своего рода философская притча, произведение вне времени, ведь Ерофеев создал в книге свой мир, свою вселенную, в центре которой - "человек, как место встречи всех планов бытия". Впервые появившаяся на страницах журнала "Трезвость и культура" в 1988 году, поэма "Москва - Петушки" стала подлинным откровением для читателей и позднее была переведена на множество языков мира.

D._A._Prigov__Zhivite_v_Moskve.jpg

Роман «Живите в Москве» открывает своего рода трилогию Д.А. Пригова («Моя Япония», НЛО, 2001, «Катя Китайская», НЛО, 2007). Написанный в популярном нынче жанре мемуаров, где Москва предстает как мировой центр катастрофических, почти космогонических событий, он вводит читателя в причудливый художественный мир писателя, для которого характерны почти этнографическая точность реалий и гротеск, игра и эксперимент.

school.jpeg

 «Школа для дураков» — первый роман русского писателя Саши Соколова; закончен в 1973 году, распространялся через самиздат. Впервые был опубликован издательством «Ардис» в США в 1976 году, уже после эмиграции Соколова. 

 Главный герой книги — ученик Такой-то, страдающий от раздвоения личности и нелинейного восприятия времени. Помимо этого в книге поднимаются фантасмагорически осмысленные проблемы советского общества — репрессии, гонения на генетику, воинствующий атеизм и прочее.

89kr925AGmc.jpg

Император Павел Первый, великий алхимик и месмерист, не был убит заговорщиками - переворот был спектаклем, позволившим ему незаметно покинуть Петербург. Павел Алхимик отбыл в новый мир, созданный гением Франца-Антона Месмера, - Идиллиум. Павел стал его первым Смотрителем. Уже третье столетие Идиллиум скрывается в тени нашего мира, взаимодействуя с ним по особым законам. Охранять Идиллиум - дело Смотрителей, коих сменилось уже немало. Каждый новый должен узнать тайну Идиллиума и понять, кто такой он сам... О чем эта книга на самом деле, будет зависеть от читателя - и его выбора. 

пушкинский-дом.jpg

Роман Андрея Битова, написанный в 1964—1971 годах. В СССР был опубликован во время перестройки, в1987 году.

Главный герой романа — ленинградский филолог Лёва Одоевцев, представитель поколения шестидесятников («Лёва был зачат в роковом году»). Роман посвящён его жизни, от окончания школы до работы в Институте русской литературы, который известен как Пушкинский дом.


Материалы взяты с ресурсов:

Слава Янко

Litsoul

Новое литературное обозрение

Livelib

Лабиринт

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2016-09-30 14:54
Дата изменения: 2016-10-17 10:38