Как альтернативные книжные проекты в Афинах делают чтение доступным

Как альтернативные книжные проекты в Афинах делают чтение доступным
/home/bitrix/www/bitrix/templates/.default/components/bitrix/news/atheneum_ngonb/bitrix/iblock.vote/ajax/template.php:26: double(0)

С начала нового тысячелетия ЮНЕСКО ежегодно выбирает Мировую столицу книги. По традиции, литературный год отсчитывается с 23 апреля – со Всемирного дня книги и авторского права – и следующей весной эстафета передаётся в новую страну. Первой книжной столицей в 2001 году стал Мадрид, затем прошли парадом Александрия, Нью-Дели, Антверпен, Буэнос-Айрес, Ереван, Вроцлав, Конакри…

В этом году титул Мировой столицы книги присвоен Афинам. Греция поставила перед собой благородную цель – сделать книги доступными для всех жителей, включая беженцев и мигрантов.

Официальное открытие состоялось в Музее Акрополя. Теперь, до весны 2019 года, в одном из древнейших городов мира будут проходить события, связанные с книгами: как привычные, так и неожиданные. Программа предусматривает чтение художественных произведений в непривычных для прохожих местах, встречи с любимыми греческими и зарубежными авторами, вечера совместного чтения и свободной поэзии, семинары и конференции, конкурсы – и другие мероприятия для взрослых и детей.

Доценты филологического факультета Валентина Горенинцева и Анастасия Губайдуллина в рамках исследовательского проекта «Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций» (РФФИ) посетили два книжных события в Афинах.

fluffylibrary-6.jpgПервый из них называется «Fluffy library» («Пушистая библиотека»). 
Представьте себе один из самых неблагополучных афинских районов. Проходите по улице, где стены исписаны агрессивными граффити. Разрушенные здания, запустение, валяющийся шприц… И вдруг в одном из старых особняков – нежное, розовое пространство библиотеки. Надеваешь бахилы, поднимаешься по лестнице – и попадаешь в мягкие лапы сказочного чудовища Флаффи. Комнаты, коридор полностью застелены белыми шкурами. С потолка свисают шерстистые «лапы». И здесь же – библиотечные полки. Более двух тысяч книг по визуальным искусствам, дизайну, по художественным практикам. Можно валяться с книгой на мягком полу или зарыться в меховую нору в уголке и читать. По замыслу создателя и куратора этого арт-пространства Антигоны Цагкаропулу, альтернативная среда «пушистой библиотеки» способствует расслаблению. Даёт мультисенсориальный опыт. Но не только это. Здесь проводятся мастер-классы по созданию фантастических образов. Антигона применяет практики сторителлинга: участники встреч придумывают новые сказки, преодолевая литературные и социальные шаблоны. 

При входе в библиотеку посетители заключают своеобразное соглашение о сотрудничестве с Флаффи. Договор запрещает обувь, но разрешает «крылья единорога и русалочьи хвосты»; запрещает напитки, но приветствует «жажду знаний»; запрещает пищу, но позволяет пищу для ума…

Самое интересное, что территория «Fluffy library» рассчитана не только на детей, но и на взрослых. В первую очередь на взрослых! При этом авторы придерживаются игровой стилистики. Мы встречаемся с форматом проекта для «кидалтов» или, иначе, для представителей «поколения Питера Пэна» (термин Д. Кайли), не желающих взрослеть даже после тридцати. В библиотеке визуальных искусств сказочная, фэнтезийная образность смотрится органично.

cover-exibition-4.jpgВторой интермедиальный проект, реализованный в рамках программы «Афины – Мировая столица книги», представляет собой выставку иллюстраций, скульптур, графики под заголовком «Don’t judge a cover by its artist»: не судите об обложке по её создателю, по художнику. Название переосмысляет идиому «Не судите книгу по обложке».

Обложка стала главным концептом выставки. Группа дизайнеров – участников проекта – понимает этот концепт широко. С одной стороны, обложка является лицом книги, определяет первое впечатление встречи читателя и автора. С другой стороны, обложка – это граница между внешним и внутренним; между материальным и воображаемым. Это и «укрытие», защита хрупкого авторского мира.

Идея защищённости / незащищённости связала между собой работы пятнадцати дизайнеров. Каждый реализовал её по-своему.

Например, Габриэль Пагонис смастерил длинную, более двух метров, книжку-раскладушку знакомого читателю типа – азбуки в картинках. Новизна в том, что каждая иллюстрация ассоциируется у художника с защитой, будь то рисунок матери, улитка, яйцо или Ноев ковчег.

Ино Варварити создала графический коллаж, нарисовав корешки книг из своей личной библиотеки. Художница перкомбинировала заглавия книг разными способами, чтобы получился гипертекст: она хотела перенести акцент с внутреннего содержания на межтекстовые связи.

Интересный экспонат представил Эврипид Пападопетракис. Он тоже задумался о домашней библиотеке. Автор работы воспринимает библиотеку семьи как персональный, глубоко интимный образ. Интимность он попытался передать, обернув каждую книгу, которую принёс из дома, белой непрозрачной бумагой. В итоге зритель видит лишь стопку книг, но не может проникнуть в их содержание. Сверху стопку книг «охраняет» картина с изображением рук, погружённых в чернила.

На выставке есть тяжёлый камень, упакованный как товар с надписью «Mein Kampf» и сопровождаемый фразой: «Долгие вздохи обывателей ведут к долгому фашизму». Есть обложки вымышленных книг, которые хотелось бы написать. Есть модель исписанной нижней рубахи рыцаря (рыцари носили на груди миниатюрный молитвенник; отталкиваясь от этой идеи, Крыся Валсамаки показывает одновременно защищённость рыцаря и его уязвимость)…

По мнению Валентины Горенинцевой и Анастасии Губайдуллиной, проблема организации чтения сейчас во всём мире находится в поле пристального внимания.

Источник.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2018-07-10 10:55
Дата изменения: 2018-07-10 10:56