Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии

Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии
/home/bitrix/www/bitrix/templates/.default/components/bitrix/news/atheneum_ngonb/bitrix/iblock.vote/ajax/template.php:26: double(0)

В новосибирской областной научной библиотеке завершился литературный фестиваль «Белое пятно»- 2018. И нам хотелось бы рассказать о книге «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии», одним из авторов которой является культурный антрополог, филолог Сергей Зотов. 15 ноября 2018 года книга получила премию «Просветитель» в номинации «Гуманитарные науки».
С учётом того, что качественной современной научно-популярной литературы в гуманитарной сфере у нас пока не так много, а именно по западноевропейскому Средневековью — исчезающе мало (если не говорить о переводах зарубежных книг, в основном устарелых и часто выполненных с чудовищными языковыми ошибками), «Страдающее Средневековье» представляет собой заметное и важное явление.
История создания этой книги пока еще непривычна для значительной части читательской аудитории. В 2012 году студенты семинара ВШЭ по медиевистике, которым руководит М. А. Бойцов, создали шуточное сообщество «ВКонтакте» под названием «Страдающее Средневековье». Принцип был нехитрый — в сообществе постили средневековые миниатюры (иногда — картины эпохи Ренессанса) со смешными подписями.
Книга построена совершенно иначе. Идея Михаила Майзульса, соавтора Сергея Зотова, состояла в том, чтобы сосредоточить внимание на типах изображений, малоизвестных широкой публике и так или иначе нарушающих расхожие представления о средневековом благочестии: изображениях монструозных, комических или непристойных.
Задача книги в том виде, в котором она оказалась сформулирована М. Р. Майзульсом, — именно систематизация и разъяснение, и в целом с этой задачей книга справляется вполне успешно.
Маргинальные мотивы средневекового искусства сгруппированы по темам, которые, в свою очередь, объединяются по разделам: «Звериное», «Человеческое», «Божественное». Иногда, впрочем, отнесение той или иной темы к разделу небесспорно или не вполне ясно: так, три главки о непристойностях входят в раздел «Звериное», хотя по факту все рассматриваемые там изображения — человеческого тела. А раздел «Человеческое» состоит по большей части из тем, связанных с Христом и Девой Марией, хотя и посвящён бытовому, физиологическому плану изображений. В то же время книге нельзя отказать в достаточно строгой логике восхождения от «низкого» к «высокому», от демонического к таинствам эзотерики (последние главы книги рассматривают использование алхимической символики в христианском мистицизме).
Отдельное достоинство книги — в том, что авторы знакомят читателя с современным состоянием исследований по всем этим темам, ведь, как уже говорилось, на русском языке литературы по ним почти нет. Знания публики, не принадлежащей к числу узких специалистов, в основном сводятся к Бахтину, чья книга была пионерской для 1965 г., но построена на очень ограниченной выборке материала и во многом не отвечает современным научным представлениям о средневековой культуре. Работа Майзульса, Зотова и Харман не только даёт обзор существующих подходов к этому материалу, но также снабжена основательной библиографией, рассчитанной на интересующихся читателей, которые владеют хотя бы одним иностранным языком (основная часть библиографии — на английском, немного — на французском).
Вместе с тем «Страдающее Средневековье» демонстрирует принципиально новую стратегию взаимодействия между читателем, автором и издателем, родившуюся в эпоху информационных технологий.
Возьмите с книжной полки научно-популярное издание «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии» (авторы Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман).

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2018-11-29 10:59
Дата изменения: 2018-11-29 10:59