Лекция "Как научить ребёнка пересказывать и рассказывать?" (декабрь 2014)

Лекция "Как научить ребёнка пересказывать и рассказывать?" (декабрь 2014)

   В чем заключается умение пересказывать? Как формировать  у ребенка умение пересказывать? В чем заключается умение  рассказывать? Как сделать  интересным процесс обучения  рассказыванию? –  вот те вопросы, которые обсуждались на лекции.

 Пересказывание

   Умение пересказывать включает: умение воспринимать информацию, т.е. адекватно понимать смысл сообщения; умение выделять в сообщении  главное, существенное; умение последовательно и логично излагать полученную информацию своими  словами. Только на первый взгляд это просто.  На самом же деле пересказ – это  сложная аналитико-синтетическая речемыслительная деятельность.

   Обучение пересказу начинается в семье. Это умение обеспечивает затем успешность обучения ребёнка в школе, так как у школьников  много заданий типа «перескажите». Из-за  отсутствия умения пересказа и  возникают проблемы: ребенок забыл то, что услышал или прочёл, упустил главную мысль текста и т.д.

   Какие тексты помогают формировать у ребенка умение пересказывать? Для обучения пересказу следует брать небольшие по объему «научно-художественные» произведения детской литературы (по Е. Е. Зубаревой),  статьи из детских энциклопедий. Текст должен быть в доступной, интересной, познавательной форме. Не годятся поэтические тексты, они сложны для пересказов!

   Татьяна Дмитриевна порекомендовала родителям следующие тексты: К. Д. Ушинский: «Бишка», «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Курица и утята», «Утята», «Коровка»;  Л.Н. Толстой: «Тепло», «Сырость», «Отчего в мороз трещат деревья», «На что нужны мыши»; Н. И. Сладков: рассказы из книги  «Воробей в шляпе»;  Г. Снегирев «Кто сажает лес», «Медвежата», «Волчата», «Лисята», «Бобрята», «Кабанята», «Бельчата», «Зайчонок», «Лосенок», «Летучие мышата».

   Лектор дала советы, каким образом обучение пересказу сделать увлекательным и эффективным:

· Выберите интересный и доступный пониманию ребенка текст. Заинтересуйте содержанием текста. Подумайте, что может быть интересно вашему малышу. Посмотрите вместе с ребёнком иллюстрации и порассуждайте, о чем эта книга, если получится. Помните, что родители – проводники в мир литературы.

· Прочитайте текст (обязательно выразительно,  делая небольшие паузы, коротко поясняя значения незнакомых слов!).

· Выясните, какое впечатление произвел данный текст, что ребенку особенно понравилось и запомнилось, где засмеялся и почему, прочтите эти фрагменты еще раз.

· Задайте  ребенку  2-3 вопроса, помогающих выделить главное в тексте.

· Дети любят преподносить кому-нибудь урок. Поэтому «поучите» бабулю, дедулю, Мишутку, Незнайку, расскажите им о том, что узнали из интересной  книжки.

· До пересказа сделайте вместе с ребенком несколько схематичных рисунков, отражающих последовательность  событий.

· Помогите ребенку начать пересказ, при необходимости направляйте его внимание на схемы-рисунки, задавайте наводящие вопросы.

·Слушайте заинтересованно и обязательно поддерживайте ребенка  доброжелательным взглядом, мимическими реакциями, словами одобрения. Одобрительные фразы: «Да! Молодец!», «Дальше», «Хорошо, продолжай»

· В процессе общения с ребенком, в вашей совместной деятельности, используйте возможности  конкретной ситуации,   побуждайте  ребенка  припоминать  и излагать известную ему информацию. Дошкольник обучается играя, бегая, экспериментируя. Не надо стремиться превращать занятие с ребенком в школьную деятельность.

   Ребёнка начинаем учить пересказу тогда, когда у него сформирована активная речь. Поэтому трудно назвать точно возраст детей, которых учим пересказывать: речевое развитие и появление активной речи  у детей дошкольного возраста разные.

Рассказывание

   Основные вопросы: Чем рассказывание отличается от пересказывания? Из каких  умений (действий) складывается умение рассказывать?

   Рассказывание как творческая деятельность – это предварительное осознание говорящим цели своего высказывания; формулирование для себя  замысла своего высказывания (о чем надо сказать и что именно сказать); перекодирование исходного замысла в схему будущего высказывания (составление плана); тщательный отбор языковых средств для реализации речевого замысла; реализация замысла во внешнем плане.

   Дошкольники имеют типичные трудности в рассказывании. Ребенок не может без помощи взрослого осознать цель своего высказывания, сформулировать  свой речевой замысел, спланировать свое высказывание, осуществить свой замысел в  слове (не удается найти точные слова, грамотно построить предложения, связать предложения в целостный текст и т.д.).

   Как помочь ребенку справиться с этими трудностями? Предоставляйте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, делиться впечатлениями. Не подвергайте критике неудачную фразу, плохо сформулированный вопрос. Для младшего дошкольника сами формулируйте цель высказывания, а старшему дошкольнику помогайте  тактичными вопросами осознать цель и замысел своего высказывания.

   Татьяна Дмитриевна дала такие  советы родителям малышей:

· С ребенком трех-четырех лет сочиняйте тексты вместе. Чтобы малыш хотел рассказывать,  ему нужны впечатления. Находите время для ребенка! Водите в зоопарк, на спектакли, в музеи.  Тогда уже с  5-6 лет дошкольник  будет сочинять сам!

·Чтобы научить ребенка планировать свое высказывание, предлагайте ему сначала схематично изобразить  последовательность событий, а затем, опираясь на рисунки-схемы, рассказать свою историю.   

· Составляйте вместе план высказывания (описания какого-либо предмета, повествования о каком-либо событии, рассуждения на какую-либо тему). Помогайте придерживаться этого плана при построении текста (тактичными вопросами, незаметными подсказками и т.п.).

· В старшем дошкольном возрасте побуждайте ребенка к  анализу своего высказывания (удалось ли достичь желаемого результата). Получилась ли сказка? Почему не получилась? Родителям надо стараться быть для ребенка эталоном. Если мы будем постоянно критиковать малыша, то он замкнется в себе.

    Далее лектор рассказала, что поможет активизировать  речевое творчество ребёнка:

· придумывание концовки недочитанной сказки или истории;

· рассказывание сказки   на «свой лад»;  

·рассказывание историй о ярких событиях в жизни;

· сочинение писем воображаемому герою  или автору художественного произведения;

·  сочинение истории от имени другого (животного, растения, предмета одежды и т.д.);

· сочинение фантастических историй (что было бы, если бы …);

·  сочинение на основе известных сказок своей сказки;

· придумывание своей истории по иллюстрациям новой для ребенка книги. Любовь к литературе начинается с иллюстрации, с хорошей иллюстрации. Всегда внимательно выбирайте книги.

   После лекции слушатели задали лектору вопросы. Татьяна Дмитриевна дала ссылку на сайт Letidor, где родители могут найти дополнительную информацию об обучении детей пересказу и рассказу.

 

Дата создания: 2017-07-10 15:29
Дата изменения: 2017-07-10 15:29