Методические рекомендации

Уважаемые коллеги! Участники проекта «Театр в библиотеке»! 
Отдел искусств НГОНБ предлагает Вашему вниманию методическое пособие
"Театр в библиотеке" (Рекомендации и опыт работы)

Областная общественная организация

«Новосибирское библиотечное общество»

Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирская государственная областная научная библиотека»

Театр в библиотеке

Рекомендации и опыт работы

 Новосибирск

2019

ББК 78.34

Б-484

 Автор: Л.Ю. Бердникова

 Редактор: Г.П. Рыбина

 Ответственный за выпуск: М.С. Давыдова

 

 Театр в библиотеке: рекомендации и опыт работы / Гос. авт. учреждение культуры Новосиб. обл. «Новосиб. гос. обл. науч. б-ка»; [авт-сост.: Л.Ю. Бердникова; ред.: Г.П. Рыбина; отв. за вып.: М.С. Давыдова]. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2019. – 11 с.: ил.

 Данные рекомендации и представленный опыт работы театральных коллективов в библиотеках Новосибирской области подготовлены с целью активизации деятельности библиотек в организации театрализованных мероприятий. Библиотечный театр сегодня выполняет важнейшую задачу библиотеки, оказывая неоценимую поддержку в работе по развитию интереса к чтению, популяризации книги. С помощью игровых театрализованных форм работы повышается престиж чтения среди различных категорий населения и, в первую очередь, детей и юношества.  Пособие содержит рекомендательный список литературы, а также список электронных информационных ресурсов в помощь руководителям библиотечных театров.

 ББК 78.34

 

       Содержание

       От составителя

1.      Библиотека и театр: из опыта работы библиотек Новосибирской области

2.      В помощь руководителям библиотечных театров

2.1. Методические рекомендации и репертуар: рекомендательный список литературы

2.2. Электронные ресурсы

 

           От составителя

 

       Театр в библиотеке – творческое содружество, способное приносить плоды в области развития интереса к чтению у детей, подростков и взрослых читателей. Работа театров в библиотеке решает множество актуальных задач:

· позволяет более широко раскрыть творчество писателей и поэтов, представить произведения классической и современной литературы;

· воспитывает грамотного читателя с сформированным умением выбирать книги и обсуждать прочитанное;

· приобщает читателей к художественному и литературному творчеству;

· раскрывает актерские способности читателей и стимулирует интерес к чтению;

· дает возможность проведения интересного культурного досуга в библиотеке;

· обеспечивает укрепление межпоколенческих связей.

      Театр в библиотеке – это творческое прочтение произведения, прожитое через актёрское мастерство читателя и режиссера спектакля.

       Сегодня в библиотеках Новосибирской области работают театры разных направлений. Репертуар в библиотечных театрах разнообразен – от детских спектаклей до «взрослой» драматургии в собственной интерпретации классических произведений. Каждая библиотека любит своего читателя и вовлекает его в творческий процесс театрализации литературных произведений.

       Одной из творческих форм современной библиотечной работы с детьми и подростками, да и со взрослой читательской аудиторией, являются библиотечные театрализованные постановки, отрывки из произведений классиков и современников, инсценированные сказки, театрализованные игры, красочные шествия литературных героев. Показ спектаклей малой формы в библиотеке – это прекрасная возможность познакомить читателей с деятельностью библиотечного театра и театральным искусством в целом.

        Библиотечные театры через игровые театрализованные формы работы способствуют повышению престижа книги и чтения. Зрелищные формы работы имеют свою динамику и обладают специфическими особенностями положительного воздействия на каждого читателя. Театр помогает по-новому открыть мир литературы, дает новый импульс в художественном и духовном развитии, способствует творческому прочтению произведений и раскрытию актерских способностей библиотекарей и читателей. Через игру, движение, музыку текст словно «оживает». Читатель-зритель может стать непосредственным участником действия, «вживую» познакомиться с персонажами литературных произведений, а также с театральными жанрами. В библиотечном театре применяются самые различные и необычные формы – перфомансы на классические произведения литературы, эксклюзивные постановки, посвящённые государственным праздникам и знаковым событиям общественной жизни, кукольные спектакли, театрализованные поэтические концерты и многое другое.

В библиотеках Новосибирской области созданы и развиваются более тридцати театральных коллективов. В течение всего календарного года библиотеки проводят для жителей своих районов культурно-просветительские мероприятия различной тематики, приглашая к участию работников культуры районного, областного, а иногда и федерального статуса.

Особо стоит отметить, что именно библиотеки в настоящее время выполняют роль культурно-просветительских центров на территории малых городов и сёл, общественных институтов распространения книги, участвуют в реализации государственной культурной политики, а главной задачей их деятельности является формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, образованной личности.

Так, для воспитания грамотного читателя с высокой культурой выбора и оценки прочитанного, приобщения населения к художественному и литературному творчеству, духовной реабилитации человека специалисты библиотек используют театральные постановки. Инсценировка, как способ оживить книгу, включает в себя не только вдумчивое прочтение литературного произведения, но и изучение творчества автора, истории, культуры, быта, описанных в произведении. Спектакли библиотечных театров зачастую, становятся главными событиями культурной жизни села, района, предоставляя возможность населению приобщиться к театральному искусству без материальных и временных затрат. Изучение текстов, репетиции, подбор костюмов и декораций занимает немалую часть свободного времени участников самодеятельной театральной студии, что обеспечивает занятость населения, в т. ч. детей и молодёжи.

Однако, для развития театральной деятельности в районных и сельских библиотеках Новосибирской области руководителям и специалистам учреждений необходима постоянная методическая и консультационная поддержка. С целью оказания такой помощи и создания условий для культурного развития населения в 2018-2019 гг. Союзом женщин Новосибирской области, Новосибирским библиотечным обществом, Новосибирской государственной областной научной библиотекой и Новосибирским областным театром кукол реализуется региональный проект «Театр в библиотеке», подержанный Фондом президентских грантов.

К участию в библиотечных театрах привлечены дети, молодежь, актерами становятся взрослые читатели – люди разных профессий. Театр – это творческий союз непрофессионалов, в котором происходят важные процессы создания спектакля: выбор репертуара, создание костюмов и декораций, подготовка к постановкам и репетициям. Вся эта работа обычно недоступна простому зрителю, но она требует много времени, творческих и материальных затрат. Участники театральных коллективов, как правило, делают все сами, привлекая волонтеров. Во многих театрах созданы костюмерные и базовые куклы для кукольных спектаклей. Важная и главная роль отводится выбору литературного произведения из библиотечного фонда – это, как правило, литературная классика, произведения сибирских писателей, русские и зарубежные сказки и др. Руководителями библиотечных театров чаще всего являются сотрудники библиотек, которым интересно направление этой работы или друзья библиотеки, неравнодушные к театральному искусству, имеющие опыт работы с театральными коллективами.

Реализация проекта «Театр в библиотеке» и участие в нем библиотечных театров Новосибирской области, оказание методической помощи театральным коллективам и их руководителям, проведение зональных мастер-классов «Наш театр» на территории центральных районных библиотек при участии театральных специалистов (режиссеров, актеров и художников Новосибирского областного театра кукол), организация круглого стола на базе Театра кукол и Новосибирской областной научной библиотеки послужили хорошим продолжением развития театров и будет способствовать созданию новых театральных коллективов при библиотеках. Проект «Театр в библиотеке» поможет активизировать и творчески развить работу библиотечных театров, создать новые площадки и культурные события и есть уверенность, что в этом диалоге с искусством не останется равнодушных!

1.                      Библиотека и театр: из опыта работы библиотек Новосибирской области

Как показывает практика работы библиотечных специалистов, интерес к чтению можно повысить через театральные формы работы. Благодаря участию читателей в работе самодеятельного театра при библиотеке происходит не только формирование художественного вкуса, развитие творческих способностей каждого участника, но и повышение интереса широких кругов к театральному искусству через книгу.

Театрализация литературных произведений позволяет стать активными участниками событий, реализовать свой творческий потенциал, выбрать книгу и прочитать ее, привлечь к работе театра всех желающих, сделать театральный спектакль центром культурной жизни своего района. Театральное искусство имеет свою динамику и обладает особенностями положительного воздействия на каждого читателя, каждого посетителя библиотеки. Литературное произведение приобретает новое качество: театральное зрелище протекает на глазах у читателей-зрителей, оставляет неизгладимые впечатления на всю жизнь и, как итог, – активизация к чтению художественной литературы детей и молодежи.

Театральные коллективы библиотек Новосибирской области имеют богатый опыт постановок литературных произведений и инсценировок книг, а также разнообразный театральный репертуар. Во многих библиотеках созданы хорошие костюмерные литературных героев, куклы для спектаклей, силами сотрудников библиотек и участников театральных коллективов созданы декорации к спектаклям.

Активно работают созданные в библиотеках Новосибирской области театры, среди которых театры книги, кукольные театры, театральные кружки и студии. Репертуар театральной студии «Зеленая рампа» Верх-Алейской сельской библиотеки МКУК Ордынская ЦБС (рук. Тычинская Наталья Алексеевна) включает инсценировки и театральные представления: «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Встречи с котом ученным» и др. Культурный досуг, организованный Натальей Алексеевной в сельском Доме культуры, привлекает все население и проходит интересно и познавательно. Театр книги «ПроЧтение» МКУК «ЦБС» Северного района, в котором участвуют библиотекари и читатели, имеет разнообразный репертуар: водевиль «Беда от нежного сердца» по пьесе В. Соллогуба, инсценировки «Семейный портрет с посторонним» по пьесе С. Лобозерова, «Шутки в глухомани» по пьесе И. Муренко, «Мужики летят на пироги» и др. Руководит театром Ничипоренко Н.М., главный библиотекарь методического отдела.

Участниками театра книги «Вдохновение» МКУ Новосибирского района «ЦБС» Садовая модельная сельская библиотека, являются читатели библиотеки: школьники, студенты, работающая молодежь. В репертуаре – художественное слово, отрывки из художественных произведений, миниатюры. На занятиях артисты театра «Вдохновение» работают над актерским мастерством, сценической речью, осваивают вокал, хореографию. Возрастной диапазон студийцев от 4 лет. Возрастных ограничений нет. Руководителем театра «Вдохновение» на безвозмездной основе является Ярусова С.В. Особенно ярко и интересно с элементами современности была подготовлена театральная постановка по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Для школьников Валерии Васильевой и Геннадия Грушецкого – это был дебют.

Театр стал участником театрализованного мероприятия регионального проекта «Театр в библиотеке», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов в Новосибирской областной научной библиотеке. В 2017 г. театр «Вдохновение» стал победителем областного конкурса «Юная библиотека» с мюзиклом «Молодой, деловой, за библиотеку горой» и композицией «Книги, которые стоит читать». Театр книги развивается, активно и творчески работает в продвижении чтения и приносит радость зрителям. Сейчас театр «Вдохновение» готовит к премьере новую театрализованную постановку удивительной музыкальной и поучительной пьесы «Денежка не всему голова» по мотивам «Мухи-Цокотухи» Корнея Чуковского, который будет продемонстрирован на фестивале творчества театральных коллективов библиотек «Театр. Книга. Библиотека» в рамках регионального проекта «Театр в библиотеке» на Международном фестивале «Книжная Сибирь» 12 сентября 2019 г. в Новосибирске.

Один из самых старейших библиотечных театров книги был создан в центральной библиотеке города Куйбышева в 1992 г. Инициатором явилась директор библиотеки Евгения Алексеевна Полякова. Благодаря её творчеству, профессионализму и хорошему вкусу спектакли проходили на высоком уровне, украшались прекрасными декорациями. Её руками сшиты десятки костюмов литературных героев, а накопленный богатый опыт по теме «Театр книги в интерьере библиотеки» имеет своё продолжение и сегодня, о чем свидетельствуют десятки примеров – это литературные балы, уличные фестивали, пушкинские праздники, городские ярмарки, знаменитые на весь город новогодние театрализованные представления. В 2015 г. по итогам участия читателей и библиотекарей в областном конкурсе литературных любительских театров «Книжная радуга» коллектив награжден диплом победителя II степени за театрализованную постановку по мотивам повести Э. Казакевича «Звезда». Богатая костюмерная театра библиотеки (а это более 100 костюмов литературных героев), творческий потенциал библиотекарей позволяет сделать библиотечные театрализованные мероприятия яркими, запоминающимися, а это, в свою очередь, способствует повышению интереса к книге, чтению и творчеству.

Большой опыт работы по использованию элементов театрализации в мероприятиях по продвижению книги и чтения имеют и сотрудники детского отдела Центральной библиотеки. А организация кукольного театра стала еще одной возможностью наглядно и выразительно рассказывать маленьким читателям о литературных произведениях и его героях. Многочисленные заявки на посещение спектаклей свидетельствуют о востребованности данной формы досуга, а сами спектакли и творческий коллектив был удостоен диплома III степени Новосибирского библиотечного общества за участие в областном конкурсе любительских театров «Книжная радуга» (2015 г.).

В кукольную студию «Теремок» под руководством библиотекаря Марины Буримовой вовлечены дети 4 класса сельской школы. Студия работает на базе Листвянской сельской библиотеки МКУК Искитимская ЦБС в рамках проекта «Через театр кукол в мир книг» (автор Л.А. Зуева, ведущий методист библиотеки). Благодаря грантовой поддержке сделана новая ширма, сшит занавес и 17 кукольных персонажей русских народных сказок, что дало возможность поставить новые спектакли: «Колобок», «Маша и Медведь», «Заюшкина избушка», «Лиса, кот и петух» и др. Спектакли проводятся не только в детской гостиной библиотеки, но и за ее пределами. Марина Васильевна занимается с активом читателей, выразившим желание участвовать в кукольно-театральном творчестве. Они посещают мастер-классы по кукольной театрализации и навыкам кукловождения, распределяют и учат роли, чтобы открыть новый творческий сезон очередным премьерным показом. Кукольная студия – участник фестиваля «Театр. Книга. Библиотека».

Театры всегда находят своих благодарных зрителей и желающих поучаствовать в представлении. Богатый книжный репертуар библиотеки позволяет раскрыть давно известные художественные произведения по-новому, вызвать желание узнать историю возникновения книги, познакомиться с биографией автора, подойти в полке в поисках нового интересного литературного произведения.

Студия детского творчества «Почемучка» Сосновской сельской библиотеки МКУ ЦБС Новосибирского района (рук. Н.А. Косьянова) работает с детьми 1-6 классов с 2015 г. В репертуаре студии «Сказ как в одном городе все книжки ушли от читателей», «Сказка о золотой рыбке или экологические страсти на берегу старого пруда». В 2017 г. литературно-музыкальная постановка «Шел трамвай 10-й номер» по стихотворению С. Михалкова участвовала в фестивале-конкурсе детского творчества «Дети Солнца», организованном Кубивинским сельсоветом и МКУ СКО «Вместе», где получила диплом и 1 место в номинации «Литературно-музыкальная постановка». В 2018 г. постановка по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (в обраб. Л.Г. Пановой) участвовала в фестивале-конкурсе литературно-музыкальных постановок и заняла первое место. В 2019 г. в планах студии постановка спектакля по басням И.А. Крылова. Подготовлена театральная постановка по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», участники – ученики 6 класса Сосновской школы № 32 – читатели Сосновской сельской библиотеки. За основу  взят сценарий О.А. Павловой «Женский батальон», опубликованный в журнале «Читаем, учимся, играем» (№ 4, 2009). Его немного переработали, добавив фрагменты из художественного фильма «А зори здесь тихие». Постановка была показана 22 июня в День памяти и скорби в доме культуры «Восход» п. Сосновка. Коллектив студии работал с большой самоотдачей, актеры проникновенно показали внутренний мир героев повести Б. Васильева.

Для жителей поселка Березовка выступления театрального кружка «По страницам книги» при Берёзовской сельской библиотеке являются настоящим праздником, культурным досугом для всей семьи. Кружок организован Дубовой Екатериной Васильевной в начале декабря 2017 г. Развитие творческих возможностей юных читателей библиотеки, продвижение детского чтения – такая задача стояла перед руководителем кружка. В самом начале творческого пути кружка насчитывалось всего 5 участников, но к концу 2018 г. участниками коллектива стали 19 талантливых ребят. Коллектив кружка активно принимает участие в значимых творческих мероприятиях  Берёзовки, являясь единственным творческим детским коллективом поселка. По традиции кружок готовит премьерный показ спектакля в Декаду инвалидов для ребят с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 г. это был спектакль «Лиса и Журавль». В 2018 г. – «Русалочка». Актеры кружка участвуют в различных конкурсах и проектах, сами сочиняют сказки. В 2017 г. Босулев Егор, воспитанник театрального кружка, стал участником международного творческого проекта «Моя домашняя библиотека» и был награждён дипломом. В январе 2018 г. коллектив кружка «По страницам книги» занял 3 место во Всероссийском творческом конкурсе «Озарение» в номинации «Мой авторский проект». В 2018 г. кружок активно участвует в международном проекте «Читающая страна». В ноябре 2018 г. самодеятельные актёры становятся участниками конкурса ВГТРК «Сибирские сказки 2018 года». За короткий срок было поставлено и сыграно 6 спектаклей, отснято 4 видеоролика. А в 2019 г. Берёзовская сельская библиотека совместно с ДК «Берёзовка» запускает проект «Кукольный театр своими руками».

Второй год в фестивале самодеятельных библиотечных театров активно участвует театральный коллектив МКУК «Межпоселенческая библиотека» Краснозёрского района Майской библиотеки. Руководитель театра – Абайдулина Кульжазира Васильевна. Она серьезно подходит к репертуару театра, который включает произведения русских и сибирских писателей, сказки. Театр книг «Фантазия», которым руководит Кульжазира Васильевна, состоит из детского, юношеского и взрослого коллективов. Коллектив театра осуществил постановку таких художественных произведений, как «Вдов солдатских нелёгкие судьбы» по мотивам повести И. Грековой «Вдовий пароход», инсценировки рассказов В. Шукшина, В. Осеевой и др. В этом году коллектив театра участвует в областном фестивале самодеятельных театральных коллективов «Театр. Книга. Библиотека» с новой театральной программой.

Филиал «Библиотека им. К.И. Чуковского» МКУК ЦБС Первомайского района создал кукольный театр «Книжкин театр». Сегодня в его репертуаре народные и авторские сказки. МКУК Чулымского района Новосибирской области «Чулымская централизованная библиотечная система» в Каякской сельской библиотеке организовала кукольный кружок «Радуга чудес». Руководитель кружка – библиотекарь Гусакова Галина Николаевна.

Интересно работает театральная студия «Мир сказки», созданной в Тогучинской межпоселенческой центральной библиотеке. Здесь готовят новые постановки по произведениям русских писателей: спектакль «Кошкин дом» по мотивам С. Маршака и др. Руководители – Е.С. Павлова и Л.Р. Казанцева. Актеры студии стали участниками областного фестиваля самодеятельного творчества «Театр. Книга. Библиотека».

Театральный кружок «По страницам книги» Березовской сельской библиотеки ЦБС Новосибирского района (рук. Е.В. Дубова, помощник рук. М.Ж. Жердева) представили на фестиваль свой большой музыкальный детский коллектив, выступивший с фрагментом спектакля «Бременские музыканты», чем очень порадовали многочисленных зрителей.

С большой творческой отдачей и желанием оживить книгу, сделать спектакли яркими и интересными работает в Пайвинской сельской библиотеке театральная студия «Ангел». Студии уже 8 лет. Театр начался с постановок кукольных спектаклей «Приключения Книжки-малышки», «Ищу девчонку», «Теремок», «Сказку про кашу», «Медведь и лиса». Спектакли показывали в детском саду, в школе, на открытой летней площадке школы и библиотечных мероприятиях. Сейчас студийцы подросли, и актеры теперь играют в настоящих спектаклях. За два года для зрителей села было показано 8 спектаклей, среди них детский мюзикл «Золотой цыпленок» В. Орлова, который был показан на сцене сельского Дома культуры в рамках Недели театра Маслянинского района «Театральная мозаика». Репертуар студии включает спектакли по произведениям К. Булычева «Можно пригласить Нину?», Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (спектакль был показан в Дни Театра в Маслянинском районном доме культуры), «Анчутка» Б. Метальникова, «Изумрудная поляна» Аси Котляр, «Как росинка радугой стала» В. Панфилова. Юные артисты Ульяна Никитина и Евгения Лидер подарили зрителям добрую и яркую сказку С. Астраханцева «Фенька» по мотивам рассказов Л. Пантелеева «Буква "Ты"» и «Фенька». Зрители познакомились с трогательной историей дружбы двух девочек. Талантливая и искрометная игра юных артистов вызвала у публики настоящую бурю эмоций: нашлось место сопереживанию, добрым чувствам, искреннему смеху и веселью.

В детской библиотеке им. Н.В. Гоголя два года работает кукольный театр «Петрушка». Артистами театра выступают юные читатели, а также сотрудники библиотеки. За время работы были поставлены спектакли «Девочка и лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Весенняя сказка», «У страха глаза велики». Спектакли были многократно продемонстрированы посетителям библиотеки и неизменно вызывали большой отклик в сердцах детей.

В 2017 г. филиал «Библиотека им. А.И. Герцена» со своим проектом «Театр юного историка» стал победителем в рамках конкурса инновационных проектов муниципальных библиотек города Новосибирска. Итогом проекта стало создание на базе библиотеки постоянно действующего клуба «Театр юного историка», в котором дети разных возрастов (от 5-ти до 15-ти) могут почувствовать себя актерами, режиссерами, сценаристами, декораторами и т.д. С 2017 г. и по нынешний день клуб ведет свою работу в библиотеке им. А.И. Герцена. За это время осуществлены постановки «Леночка» по рассказу М. Зощенко, «Волшебное слово» по рассказу В. Осеевой, «Ах!» по рассказу С. Алексеева, «Тройная бабушка» по сказке И. Рословой, «Как я помогал маме мыть пол» по рассказу В. Голявкина, «Письма с фронта» на стихотворение К. Симонова «Жди меня».

В МБУ «ЦБС» Купинского района в марте 2018 г. была создана творческая студия кукольного театра «Фантазия» (рук. Семёнова Елена Михайловна). В студии занимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые  творчески подходят к игре актера, учат роли, готовят костюмы и много читают. В репертуаре театра спектакли по мотивам русских народных сказок «Медведь и Лиса», «Кот и Лиса», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Спектакли студии пользуются большим успехом у детей и взрослых г. Купино.

Театр кукол при Маслянинской детской библиотеке существует с 2015 г., в 2014 г. сотрудники библиотеки представили проект «Возьмемся за руки», в задачу которого входит работа с детьми из социально незащищенных слоев населения, привлечения их в творческую деятельность. Сейчас в театре занимаются все желающие. Три группы детей разных возрастов готовят спектакли по народным сказкам.

Перечисленный опыт работы театральных коллективов библиотек Новосибирской области говорит о том, что развитие театрального направления в библиотеках отличается разнообразием и актуальностью. Каждая библиотека имеет свой неповторимый опыт работы по использованию элементов театрализации в мероприятиях по продвижению книги и чтения, созданию театральных постановок художественных произведений. А работа кукольных театров в библиотеках выполняет неоценимую воспитательную и культурно-досуговую роль. Театры в библиотеках помогают реализовать творческий потенциал своих читателей, а театральный спектакль библиотеки становиться особым событием культурной жизни села, района, города. Театральное искусство воздействует на каждого читателя, каждого посетителя библиотеки, а художественное произведение приобретает новое качество.

Активное участие библиотечных театров в конкурсах театрального искусства, фестивалях набирает обороты. На фестивале библиотечных самодеятельных театров «Театр. Книга. Библиотека» регионального проекта «Театр в библиотеке», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов в 2019 г., приняли участие более 25 театральных коллективов библиотек города и области, более 300 человек участвовали в постановках спектаклей.

2.                    В помощь руководителям библиотечных театров

2.1. Методические  рекомендации и репертуар: рекомендательный список литературы

1. В спорах о театре: сб. ст. / Рос. ун-т театр. искусства – ГИТИС. – М.: ГИТИС, 2012. – 20 с. – Содерж.: Айхенвальд Ю. Отрицание театра; Глаголь С. Да здравствует театр!; Комиссаржевский Ф. Писатель и актёр (мысли); Сахновский В. Игра и спектакль (возражение) и др.

Эта книга – переиздание сборника, впервые увидевшего свет в 1914 г. Знаменитый критик Ю. Айхенвальд в статье «Отрицание театра», открывающей сборник, назвал театр «ложным и незаконным видом искусства». На страницах сборника разворачивается острая полемика, в которой оппонентами Айхенвальда выступают В. Немирович-Данченко, В. Сахновский, Ф. Комиссаржевский и другие театральные деятели начала XX века. Блестящая аргументация, использование обширного круга имен: от Софокла и Шекспира до Л. Андреева и О. Уайльда – делают эту книгу увлекательным чтением для современных деятелей театра, студентов и для широкого круга читателей.

2. Вернем на сцену водевиль! / В. Соллогуб. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 191 с. : нот. ил. – (Я вхожу в мир искусств : репертуарно-методическая библиотечка; вып. 3' 2013). – Содерж.: Беда от нежного сердца: водевиль в 1-м д.; Сотрудники: водевиль в 1-м д.

3. Гаврон, А. Новые старые сказки: пьесы / А. Гаврон. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 159 с. – (Я вхожу в мир искусств; вып. 6' 2013). – Содерж.: Сказка про кота Мурку да про Молочко, да про Кашу и кухарку Глашу; Ослиная шкура, или Тайна королевского хлева: сказка в 2-х д. для детей и взрослых по мотивам сказок Ш. Перро; Правдивая история Пеппи, Длинный чулок, рассказанная госпожой Нильсон: пьеса для двух актрис и зрительного зала и др.

Репертуарно-методическая библиотечка, выходит ежемесячно с 1997 г. В нее входит литература по эстетическому воспитанию детей и юношества: образовательные программы по театральному искусству, методические пособия для руководителей детских театральных коллективов, пьесы, сценарии праздников, детский фольклор.

4. Гнездилов, А.В. Театр без условий: опыт режиссер. практики / А.В. Гнездилов. – М. : Всерос. центр худож. творчества, 2014. – 144 с. – (Я вхожу в мир искусств : репертуарно- методическая библиотечка; 5 (201)'2014). – Содерж.: Вступление; Мотивация от противного; Бегство от себя; Фантазийная «Фантазийность»; Отбор; Критерии отбора: Выразительность; Влюблённость в пьесу: Ужаление и сверхзадача; Игра и её смысл; Отношение со временем; и др.

5. Горбачев, Н.А. Театральные сезоны в школе. Кн. 2 / Н.А. Горбачев. – М.: Школ. Пресса, 2013. – 123 с. – (Библиотека журнала «Воспитание школьников»; вып. 43). – Содерж.: Воспитание сказкой (вместо введения); Пьеса-сказка «Три царевича и Змей Горыныч»; Пьеса-сказка «Приключения Лыжника в Волшебном Лесу»; Сказка о трёх Птичках-подружках и др.

6. День Земли: пьесы, сценарии: к 150-летию Моск. зоопарка. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 175 с. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; 12 (196)`2013). – Содерж.: Александров А. День Земли; Четыре стихии: Вода. Воздух. Огонь. Земля; Океан и катастрофы; Лес. Дорога. Клоуны; Лес. Болото. Озеро и др.

Для того, чтобы двигать науку вперед, нужны не только знания, но и воображение, предвидение, смелые гипотезы и страстность, чтобы их проверить. И все это, а еще просто доброту и умение сострадать чужой беде, развивает в детях сказка, проигранная вместе с её героями, пережитая в игре на детском празднике, представлении, спектакле.

7. Дискотека в начале века : сб. сценариев театрализ. дискотек и метод. материалов об орг. дискотек / сост. М.В. Бродская. – М.: Изд-во ИМХО, 2005. – 190 с. – Содерж.: Волынцев А. Танцуем с Воландом, или Новогодняя фантазия (театрализ. танцевал.-развлекат. диско-программа по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»); Методические материалы и др.

В сборник вошли сценарии театрализованных дискотек и методические рекомендации об организации дискотек, разработанные специалистами региональных Центров народного творчества и победителями конкурса «Лучший культработник».

8. Драматурги Санкт-Петербурга – детям: пьесы / вступ. ст. Ю. Ломовцева. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 159 с. – (Репертуар для детских и юношеских театров; 5' 2013). – Содерж.: Ломовцев Ю. Вместо предисловия; Красногоров В. Страшный разбойник: пьеса для кукол в 2-х д.; Ернев О. Заводная ступочка: муз. сказка; Ломовцев В. Котик-обормотик: сказка для театра кукол и др.

 Пьесы, которые вошли в этот сборник, объединяет общая черта: все они написаны профессиональными драматургами, членами Гильдии драматургов Санкт-Петербурга.

9. Дроздов, В. Уроки театральной школы / В. Дроздов. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 175 с. – (Я вхожу в мир искусств : репертуарно-методическая библиотечка ; 11 (195)' 2013). – Содерж.: Предисловие; Басни дедушки Крылова; Путешествие с Александром Сергеевичем Пушкиным по его «Болдинской осени»; Новый год в посёлке «Звёздный»; Ученический проект «Праздник Детской Книги» и др.

10. Звонок: пьесы для детей: сборник. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 159 с. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; вып. 7 (191)' 2013). – Содерж.: Макарович С. Пекарня Мыш-Маш; Оршанский В. Кот в сапогах. Очень французская сказка и др.

Сборник содержит пьесы, адресованные зрителям разного возраста: от младших школьников до взрослых. Их сквозная тема: человек познает себя и находит свой путь в испытаниях, тогда он сильнее обстоятельств, он свободен.

11. Звонок-2014: пьесы для детей и юношества: сборник. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2014. – 159 с. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; 7 (203)'2014). – Содерж.: Зиман Л. Сундук с разбойниками: пьеса по сказке Л.Ф. Баума в пер. М. Верзуба; Зиман Л. Принцесса и кошка, или Five o’clock: пьеса по мотивам сказки Э. Несбит «Принцесса и кошка» в пер. Е. Дунаевской и др.

Сказочные и фантастические сюжеты необходимы детскому театру. Они позволяют создать воображаемый мир и через игру обжить его. Сборник содержит пьесы, адресованные и младшим, и тем, кто постарше.

 

12. Литературный театр: сборник. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 142 с. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; вып. 3 (187)' 2013). – Содерж.: Бураков В. Последняя любовь: сценарий для моноспектакля о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева; Мезенцев В. «Куда как страшно нам с тобой»: композиция по стихам О. Мандельштама и др.

В сборник вошли драматургические произведения, главный герой которых – слово. Высокое слово поэта – «жизнь стихами» и древнее слово легенды, которое вдруг оживает рядом с нами. И в заключение статья Г. Комяковой «Речевые искания В. Э. Мейерхольда» – «путь к эстетическому идеалу в области сценического слова».

13. Розов, В.С. В поисках радости: пьесы / В. Розов. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 191 с. – (Репертуар для детских и юношеских театров; 4' 2013). – Содерж.: В поисках радости: комедия в 2-х д.; В дороге: соврем. история в 2-х д.; Четыре капли: комедия в 2-х д. из четырёх пьес и авторских лирических отступлений и др.

 14. Театр-студия «Дали»: образов. программы, игровые уроки, репертуар. Ч. 2 / Всерос. центр худож. творчества проф. образования; сост. А. Б. Никитина; науч. консультант А.Б. Никитина. – М.: ВЦХТ. – 2001. – 176 с. – Содерж.: Иванова Е.В. История древнегреческого театра; Кривозубова Т.Л. Единство мира человека и мира природы; Дальний А. Заколдованное царство: пьеса и др.

15.Театральные сезоны в школе. Кн. 1 / Е.В. Рыбакова, А.Н. Фролова. – М.: Школ. Пресса, 2003. – 142 с. – (Библиотека журнала «Воспитание школьников»). – Содерж.: Введение; День знаний. 1 Сентября на пиратском корабле; День учителя. Суд над школьными предметами; Новогодний праздник. Новогоднее происшествие (для младших школьников) и др.

16. Тупикина, Ю.В. Весна в городе Ю: пьесы / Ю. Тупикина. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2014. – 158 с. – (Репертуар для детских и юношеских театров; 6'2014). – Содерж.: Майя и Кощей; Весна в городе Ю; Спой мне и др.

17. Хейфец, М.Р. Пьесы / М. Хейфец, Н. Голь. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2014. – 159 с. – (Репертуар для детских и юношеских театров; 4'2014). – Содерж.: Хейфец М. Как был повержен царь подземного царства (по мотивам корейских сказок); Голь Н. Исход; Голь Н. Снежная королева: либретто оперы в 14-ти рассказах по мотивам сказки Г.Х. Андерсена и др.

18. Хлопушка: сценарии пишут дети: новогод. театрализ. представления. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 173 с. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; 10(194)' 2013). – Содерж.: Путешествия по сказкам; Приключения бродячих артистов; Тайна старой карты и др.

19. Хлопушка - 2014: новогод. театрализ. представления. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2014. – 159 с. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; 9 (205)' 2014). – Содерж.: Батюк И. Дева Льда: по мотивам сказок Г.Х. Андерсена; Клименок Е. Необычайное новогоднее происшествие маленькой Машеньки: сценарий муз. сказки; Соколова Е. Принцесса и Дракон: пьеса-сказка в 2-х д. и др.

20. Хрестоматия по актерскому искусству / авт.-сост.: А.И. Савостьянов, М.П. Семаков. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2013. – 253 с. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; 8/9 (192/3), 2013). – Содерж.: Дени Дидро (1713-1784); К.С. Станиславский (1863-1938); М.А. Чехов (1891-1955) и др.

Отобранный материал ориентирован на развитие у будущего актера умения приобретать теоретические знания и использовать их в процессе анализа конкретных ролевых ситуаций, складывающихся в повседневной практической сценической жизни.

21. Ширенова, О. Пьесы Ольги Ширеновой и театра «Чудо». – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2014. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; вып. 2' 2014). – Содерж.: Беготня вокруг коня: трагикомедия в 2-х д.; «Белый задумчивый снег…»: спектакль-инсценировка по стихам А.С. Пушкина; История оставленных кукол и др.

 22. Яхнин, Л.Л. Пьесы для театра кукол / Л. Яхнин. – М.: Всерос. центр худож. творчества, 2014. – 159 с. – (Я вхожу в мир искусств: репертуарно-методическая библиотечка; вып. 1' 2014). – Содерж.: Слово о полку Игореве: героическая поэма для театра кукол по «Слову о полку Игореве» в пересказе Л. Яхнина в 2-х д., 8-ми картинах, с прологом и эпилогом и др.

Музыкальные спектакли

23. Гильченок, Н. Путаница: (опера-малышка) по Корнею Чуковскому [Ноты] : маленькие музык. спектакли для дошк. / Н. Гильченок. – СПб.: Нота, 2003. – 26 с. – (Детский музыкальный спектакль). – Содерж.: Путаница: мини-опера по сказке К. Чуковского; Эскимосская сказка; Баллада о поющих цветах и др.

24. Гладков, Г.И. Зайка-выдумщик [Ноты]: для голоса и фп. / Г.И. Гладков; сл. М. Садовского; худож. Ю.Г. Попов. – Челябинск: MPI, 2005. – 62 с. – (Музыкальная сказка). – Содерж.: В нашем лесу; Зайка на самокате; Зайка вернулся и др.

25. Красев, М.И. Муха-цокотуха: опера-игра для детей по мотивам сказки К. Чуковского / М.И. Красев. – М.: Композитор, 1998. – 14 с. – (Театр вокруг рояля). – Содерж.: Песенка Мухи-Цокотухи; Песня Таракана; Пляска и др.

26. Крупа-Шушарина, С.В. Поющая посуда [Ноты]: мюзикл для детей мл. шк. возраста на стихи И. Яворовской / С.В. Крупа-Шушарина; авт. текста И. Яворовская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 98 с. – (Любимые мелодии). – Содерж.: Супница; Сито; Финальная песня и др.

27. Музыкальный театр [Ноты]. Вып. 1. – М.: Музыка, 2003. – 39 с. – (Театрализованные представления). – Содерж.: Театрализованные представления для детей (муз. А. Абрамова); Ёжик-Торопыжка: муз. сказка по мотивам болгар. нар. сказки (либретто и сл. песен И. Векшегоновой и др.

28. Музыкальный театр [Ноты]. Вып. 5. – М.: Музыка, 2010 – 47 с. – (Театрализованные представления). – Содерж.: В сказочном лесу: муз. картинки (муз. Д. Кабалевского, стихи и сценарий В. Викторова); Муха-Цокотуха: опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского (муз. и сценарий М. Красева) и др.

 29. Портнов, Г.А. Королевский бутерброд : смеш. опера для детей в 1-м д. по сюжету баллады А. Милна / Г.А. Портнов; либретто Г. Портнова. – М.: Композитор, 2001. – 52 с. – Содерж.: Увертюра; Корова-Молочнице; Рефрен – поклоны и др.

2.2.              Электронные ресурсы

· Портал «Культура России».Театральное искусство. Режим доступа: https://www.culture.ru/theaters

· Народное творчество России: сайт Гос. рос. Дома нар. творчества им. В.Д. Поленова.

             Режим доступа: http://www.rusfolk.ru/

· Белгородский государственный центр народного творчества

             Режим доступа: http://bgcnt.ru/model-house-of-culture/1991.html

· Новосибирский областной Дом народного творчества

             Режим доступа: http://www.sibculture.ru/

· Ростовский областной дом народного творчества

             Режим доступа: http://folkro.ru/mtdd/docs/

· «Донковье»: Культпросветработа. Методическая помощь работникам культуры и досуга. Сценарии

  Режим доступа: https://donkovie.ru/organizaciya-prazdnika.html

· Российская государственная библиотека искусств

 Режим доступа: http://liart.ru/ru/

· Каталог любительских театров России «ПРО ТЕАТР»

             Режим доступа: http://ltheatre.ru/

· Любительские театры. Форум

             Режим доступа: https://forum.in-ku.com/showthread.php?t=133406

· Сайты по театральному искусству: [список электронных адресов]

  Режим доступа: http://kgii.ru/stud/33-library/378-sajty-po-teatralnomu-iskusstvu

· Библиотека пьес Александра Чупина

             Режим доступа: http://krispen.ru/

· Lib.Ru: Пьесы и драматургия

             Режим доступа: http://www.lib.ru/PXESY/

· Театральная библиотека Сергея Ефимова

             Режим доступа: http://www.theatre-library.ru/

· Список пьес, инсценировок, представлений и иных репертуарных материалов для театральных коллективов

             Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/308/50258.php

· Коллекция сценариев

             Режим доступа: https://scenarii.my-collection.ru/

· Сценарии праздников одним архивом

             Режим доступа: http://narod.ru/disk/14964737000/праздники.rar.html

· Чем развлечь гостей. Интернет-база сценариев и поздравлений

             Режим доступа: https://gostika.ru/magazine.php?mn=3

· «Библиотека и театр: методы и формы взаимодействия». – Режим доступа: http://metodbloknot.blogspot.com/2018/03/biblioteka-i-teatr-metod-i-formavzaimodeistvia.html

· Театр кукол в библиотеке как средство популяризации детской книги и чтения [Электронный ресурс] / Департамент культуры и охраны объектов культур. наследия Вологод. области; Гос. учреждение культуры Вологод. обл. дет. б-ка. – Вологда, 2012. - Режим доступа: http://kniga.seluk.ru/k-kulturologiya/470710-1-teatr-kukol-biblioteke-kak-sredstvopopulyarizacii-detskoy-knigi-chteniya-vologda-2012-uvazhaemie-kollegi-esli.php

 

 

Дата создания: 2019-03-13 15:42
Дата изменения: 2019-11-18 13:12
Спросите библиотекаря