Практикум для родителей дошкольников "Как выбрать хорошую книгу для ребёнка?"
Время проведения | 14 апреля в 17-30 |
Где | Конференц-зал (4 этаж) |
Кто проводит | Центр русского языка |
Тематика | Лекторий для родителей дошкольников |
Как выбрать хорошую книгу для ребёнка?
14 апреля Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ, провела практикум для родителей «Как выбрать хорошую книгу для ребёнка?». На занятии обсуждались следующие вопросы: Что отличает хорошие книжки для детей от плохих? Что и как читать детям?
Хорошие книги для ребёнка должны иметь занимательную фабулу, глубокий сюжет, в основе которого обязательно должен быть конфликт. В книге должна присутствовать, по выражению Л. Н. Толстого, «умная, а не глупая мораль», текст должен быть богат изобразительно-выразительными средствами и меть гуманистическую направленность.
При выборе книги для ребёнка необходимо учитывать возрастные особенности малыша, уровень «художественности» текста и иллюстраций, интересы и предпочтения вашего ребёнка.
Татьяна Дмитриевна посоветовала книги и тексты для каждого возраста:
1. Первый год жизни малыша
Пойте колыбельные песни, они помогают ребёнку успокоиться, создают комфортную атмосферу. Рассказывайте потешки («Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», «Ладушки», «Коза рогатая»), прибаутки, пестушки.
2. От года до трёх лет
В текстах должна быть быстрая смена событий, игровое начало, близкий ребенку мир. Продолжайте рассказывать потешки и прибаутки, добавляйте скороговорки, считалки, заклички, игровые стихи, рассказы-миниатюры о детях и животных. Народные кумулятивные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка» (в обработке К.Д. Ушинского), «Колобок» (в обработке Ушинского или А. Н. Толстого), «Теремок» (в обработке М. Булатова) и др. Сказки о животных читайте ближе к трём годам: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» (в обр. О. Капицы), «Петушок – золотой гребешок» (в обр. А.Н. Толстого) и др. Литературные сказки на фольклорной основе (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Л. Толстой «Три медведя», К. Чуковский «Муха-цокотуха» и «Телефон», В. Сутеев «Кто сказал “мяу”?», «Цыпленок и Утенок»).
3. От трёх до пяти лет
Ребёнку интересны фольклорные и авторские считалки, скороговорки, загадки, небылицы-перевертыши, народные сказки о животных, народные волшебные сказки, литературные сказки, природоведческие сказки-несказки, рассказы, очерки, детские юмористические рассказы и стихи, «взрослые» лирические стихи лучших поэтов. Например, «Бычок-черный бочок, белые копытца», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка» (в обр. А.Н. Толстого), «Гуси-лебеди», «Морозко» (в обр. А.Н. Толстого), «Жихарка».
4. От пяти до семи лет
Читайте тексты, в которых есть привлекательные для ребенка социокультурные образцы (волшебные сказки, былины, сказания, легенды, мифы). Тексты, построенные на комизме (рассказы Н. Носова, В. Драгунского, сказки-повести Э. Успенского, Т. Александровой, игровые стихи Д. Хармса, Ю. Владимирова, А. Усачева, М. Яснова, Г. Остера, и др.). Тексты, героем которых является ребенок, в котором малыш узнает себя (лирика детских переживаний И. Токмаковой, Э. Мошковской, рассказы о детях Л. Толстого, Б. Житкова и др.). Тексты научно-художественного характера (очерки Л. Толстого, Н. Сладкова, рассказы Г. Скребицкого, К. Паустовского, М. Пришвина, сказки-несказки В. Бианки и др.).
Комментарии 0