Открытая лекция "Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв."
Время проведения | 16 апреля в 18-30 |
Где | Конференц-зал (4 этаж) |
Кто проводит | Центр русского языка |
Тематика | Открытые лекции по русскому языку и литературе |
Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв.
16 апреля Валерий Владимирович Мароши, доктор филологических наук, профессор НГПУ прочитал лекцию для жителей и гостей города Новосибирска «Зоопарк в русской литературе XIX-XX вв.»
Зоопарки появляются в русской литературе в 30-х годах XX века, но так и не становятся важной темой, часто описываются в литературе для детей. Отражение зоопарка в литературе связано с такими жанрами как басня, бестиарий, политическая карикатура. Литература является зеркалом, отражающим реальное положение дел (как рождаются и существуют зверинцы).
Зверинец, зоосад, зоопарк – цельный символ, где животные существуют вместе, но во многих литературных произведениях мы видим описание отдельных животных.
Появляется наука «этология» – наука о поведении животных. Цель создания зоопарков – просвещение публики, ведение научных исследований. Но в действительности мы наблюдали обратный процесс – над животными издевались, убивали.
Существовало несколько видов зверинцев: элитарные/царские, которые создавались около царских и императорских усадеб, в центре города, и, конечно же, были самыми впечатляющими; усадебные/дворянские немного уступали царским; публичные или передвижные, которые пользовались особой популярностью у людей, потому что там выполнялись цирковые номера с животными.
В России публичные зверинцы появляются во времена Екатерины II. Слово зверинец обозначало «место для охоты», позднее «место охоты для императора».
В литературе зоопарк существует вместе с представлением о разделённости мира на рай и ад. Важные образы для изображения зоопарка в литературе – ребёнок (А. И. Куприн «Слон», Л. Андреев «Проклятие зверя») и животные (М. Зощенко «Перед восходом солнца», Л. Н. Толстой «Лев и собачка»).
Символика зоосада и зверинца как эдема появляется в XIX в. (И. С. Тургенев). Позднее об этом пишет В. Хлебников в поэме «Зверинец», где также раскрывает тему райского места, но это лишь один из смыслов. Райский образ зоопарка – европейские и американские зоопарки, это отмечает В. Набоков «Путеводитель по Берлину», либо локализованы в далеком прошлом или в светлом будущем.
Рай противопоставляется земной тюрьме, что показывает Вяч. Иванов:
В ложбине черной, над водами,
Оленьи видел я рога,
А за соседними садами
Манили взрытые луга,
Где пролагался путь железный.
Но первый сон, душе любезный,
В окне привидевшийся сон —
Был на холме зеленом слон.
С ним персы, в парчевых халатах,
Гуляли важно… Сад зверей
Предстал обителью царей,
Плененных в сказочных палатах,
Откуда вспыхивал и мерк
Хвостом павлиньим фейерверк.
Развитие и существование зоопарков в действительности начинает изображать А. П. Чехов в фельетонах «Осколки Московской жизни». К началу XX века зоопарк был переосмыслен как несправедливость мира (Ф. Сологуб «Мы плененные миром», Н. Бурлюк «Зверинец в провинции», М. Кузмин «Панорама с выставки», В. Шкловский «Zoo, или письма не о любви»), усугубляется грязь и распад. Революция была представлена как восстание в зверинце. К. Чуковский в «Крокодиле» зарифмовал зоологический сад и ад.
Валерий Владимирович в конце лекции сделал такие выводы: во-первых, зоопарк мыслится как ад, подобие человеческого общества, мы можем называть зоопарком коммунальную квартиру, людей. Во-вторых, зоопарк – это образ утраченного рая, зоопарк – то место, где человек может вернуться в эдем. В-третьих, два столь различных образа зоопарка могут соединяться в литературе.
Комментарии 0