1920-1930-е в искусстве - обзорная лекция
27 декабря, в четверг, приглашаем вас на обзорную лекцию "1920-1930-е в искусстве" в анти-кафе отдела искусств (к. 211).
Модернизм: в 1920-е гг. добились признания многие живописцы Западной Европы, начинавшие своё свое в рядах модернистов. Некоторые мастера кисти обрели всемирную известность, прежде всего испанцы Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.
Дадаизм: участники объединения дадаистов предлагали творчество ради творчества, без какой-либо цели, пародировали привычные художественные приёмы. Дадаистам были по душе маскарадные действия, фотомонтаж и коллажи. Участники объединения разрисовывали заборы, создавали не имеющие смысла псевдочертежи. Дадаисты утверждали — современную европейскую культуру надо уничтожить через разложение искусства.Один из основателей дадаизма румынский и французский поэт еврейского происхождения Тристан Тцара (настоящее имя и фамилия Сальи (Самуэль) Розеншток) объясняет, что значит это слово: «На языке негритянского племени кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмыленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
Сюрреализм: о временем многие дадаисты оказались в рядах сюрреалистов, рассматривавших мир как нагромождение парадоксов, бессмысленного кошмара и социального безумия и воспевавших абсурдность бытия. Одним из самых известных представителей этого направления стал испанский художник Сальвадор Дали, откровенно заявлявший: «Сюрреализм — это я». Всемирную известность получили картины Дали «Приспособление и рука» (где он экспериментирует с геометрическими формами и изображает мистическую пустыню), «Просвещённые удовольствия» (отразившие навязчивые идеи и детские страхи живописца), «Телефон-омар» (изображён сюрреалистический предмет, потерявший свою сущность и функцию).
Абстракционизм (абстрактное искусство): абстрактное искусство, отказавшееся от изображения форм, приближенных к действительности, пережило настоящий бум после Первой мировой войны. Этому активно способствовал крах привычных духовных ценностей. Отличительной чертой творчества абстракционистов было создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм с целью вызвать у аудитории самые разные ассоциации. Одним из известнейших представителей этого направления был русский художник Василий Кандинский, который в 1920-е гг. перебрался жить и работать в Германию. Другим знаменитым абстракционистом стал Казимир Малевич, считавший себя создателем нового направления — супрематизма (от латинского слова «супремус» — «высший»). Самым выдающимся его произведением считается «Чёрный квадрат», о смысле которого критики спорят до сего дня. Сам автор так объяснял эту картину: «Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии».
Лекцию читает Анна Галеева, куратор выставочных проектов, преподаватель
Вопросы по тел.: +79930106387
Вход свободный (бесплатный)
Время проведения | 27 декабря в 18 часов 30 минут |
Где | к. 211, анти-кафе |
Кто проводит | «Дом да Винчи» арт-платформа НГОНБ (отдел искусств) |
Тематика | Арт-лаборатория |