Лекция для родителей дошкольников "Как развивать речь ребёнка от трёх до пяти лет?"
Время проведения | 17 ноября в 18.30 |
Где | Конференц-зал (4 этаж) |
Кто проводит | Центр русского языка |
Тематика | Лекторий для родителей дошкольников |
Как развивать речь ребёнка от трёх до пяти лет?
17 ноября состоялась лекция «Как развивать речь ребёнка от трёх до пяти лет», которую прочитала Татьяна Дмитриевна Яковенко, преподаватель детской литературы и психологии НГПУ.
У детей увеличилось количество речевых нарушений в шесть раз.
Основные факторы, влияющие на уровень развития речи ребёнка от трёх до пяти лет: состояние здоровья, психологический климат в семье и детском саду, характер общения родителей с ребёнком (соответствие формы общения потребностям ребёнка), положение ребёнка в обществе сверстников, степень вовлеченности ребёнка в совместную деятельность, уровень речевой культуры в семье (важно, чтобы ребёнок видел в родителях образец речи), наличие развивающей предметно-игровой среды.
Ребенок 3-5 лет нуждается в познавательном общении с окружающими взрослыми. Взрослый интересен как эрудит, «носитель информации» о физическом мире, партнёр по игре, заинтересованный собеседник. В этом возрасте ваш малыш – пытливый почемучка.
Темы для общения с малышом: животные, природные явления (гроза, смена времен года, смена дня и ночи), устройство машин и механизмов, предметные действия и функционально-ролевые отношения взрослых.
Общайтесь с ребёнком каждый день на интересующие его темы, не давайте информацию в готовом виде, побуждайте малыша рассуждать, наблюдать, исследовать. Обязательно обогащайте впечатления ребёнка о мире природы, водите его в лес, в парк, в зоопарк. Предлагайте ему рассказать взрослым о том, что он там увидел.
3-5 лет – самый обидчивый возраст у малыша, поэтому бережно относитесь к суждениям, гипотезам и вопросам ребёнка. Не оставляйте вопросы без внимания, не откладывайте на потом. Малышу не нужен развернутый ответ, ему важно, чтобы ему дали информацию, даже минимальную. Не критикуйте вопросы и суждения, напротив, хвалите ребёнка за то, что он спрашивает, интересуется.
Полноценное общение можно обеспечить с помощью художественно-познавательной литературы, совместных игр, познавательного общения.
Лектор дала родителям рекомендации для развития речи малыша:
· Пополните домашнюю библиотеку природоведческими очерками, сказками, рассказами К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, К. Паустовского,
Г. Снегирева, Г. Скребицкого, Н. Сладкова
· Читайте ребёнку каждый день (15-30 мин)
· Рассматривайте иллюстрации, делайте комментарии по ходу чтения
· Побуждайте к ролевым диалогам в сюжетно-ролевых играх
· Обеспечьте возможность общаться с детьми постарше, не только со сверстниками
· Не бойтесь проводить опыты и эксперименты с малышом, обязательно формулируйте вслух исследовательские вопросы, гипотезы, умозаключения и др.
· Поддерживайте желание ребёнка рисовать, лепить, конструировать, обсуждайте замысел и последовательность действий
· Предоставляйте возможность вступать в диалог с другими людьми (в магазине, во дворе, в гостях и др.)
· Ограничьте время компьютерных игр (возраст ребёнка умножайте на три – столько можно проводить ему за компьютером)
· Вовлекайте ребёнка в живое общение, в семейные дела.
Комментарии 0