Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A

История. Этнография

  • #744
    9 октября, 2019, 16:13
    Мария(рп Линево)
    Добрый день! Для проекта необходимо библиографическое описание книг про русские народные пояса. Заранее спасибо)))
    10 октября, 2019, 16:45
    отвечаетНадежда Анатольевна
    Здравствуйте, Мария!
    Предлагаем несколько изданий по интересующей Вас теме:
    1.Зуйкова, С. А. Значение пояса и платка в русском традиционном костюме: христианская символика и народное осмысление / С. А. Зуйкова, И. Я. Привалов // Культурология. – 2018. – № 4 (87). – С. 111-115.
    2.Лебедева, А. А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX–XX вв. // Русские: семейный общественный быт. Москва, 1989. – С. 229–248.
    3.Пояс // Русский традиционный костюм : ил. энцикл. / авт.-сост. Н. Соснина ; авт.-сост. И. Шангина. – Москва : Искусство - СПБ, 1998. – С. 253-254.
    4.Рославцева, Л. Препоясай меня силою / Л. Рославцева // Родина. – 2004. – №4. – С. 85-87.
    5.Строжков, А. Приветствие на пояске / А. Строжков // Народное творчество. – 2004. – № 1 – С. 34-35. 6.Фурсова, Е. Ф. Пояса русских крестьян Сибири конца XIX - начала XX в.: типология и этнокультурная характеристика / Е. Ф. Фурсова , Ю. Ю. Афанасьева // Гуманитарные науки в Сибири. – 2011. – № 3. – С. 32-35.

  • #743
    8 октября, 2019, 16:50
    Мария(рп Линево)
    Библиографический список книг со статьями о валенках. Интернет источники не подходят.
    9 октября, 2019, 10:31
    отвечаетНадежда Анатольевна
    Здравствуйте, Мария!
    Предлагаем несколько изданий по интересующей Вас теме:
    1.Вершинина, И. О. Украшаем валенки : 25 способов оригин. отделки / И. О. Вершинина. – Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 78, [1] с. : ил., цв.
    2.Диденко, С. В. Обувь своими руками : тапочки, шлепанцы, туфли, валенки : 200 удоб. моделей / С. В. Диденко. – Харьков : Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2012. Белгород. – 349 с., XVI с. цв. ил.
    3.Зайцева, Л. И. От народного промысла к традиционному празднику сибирского валенка / Л. И. Зайцева, О. Н. Самсонова // Художественная жизнь Ишима и Приишимья: материалы науч.-практ. конф. – Ишим: МАУК «ИИХМ», 2012. – С. 42-45.     
    4.Лазарева, Т. Чтоб зимою не хворать, надо валенки свалять! / [Татьяна Лазарева]; подготовила Ирина Сендецкая // Славянка. – 2018. – № 6 (78). – С. 108-111 ~ Технология валяния валенок от мастера лоскутного шитья Татьяны Лазаревой.
    5.Микуленок, И. Валенки вышли на подиум / И. Микуленок // 60 лет - не возраст. – 2017. – № 1. – С. 63-68 ~ История возникновения валенок. Современное производство валенок.
    6.Степанова, Н. Как валенки стали модной обувью / Н. Степанова // Сам. – 2017. – № 1. – С. 58-59 ~ Из истории валенок.
  • #720
    24 июля, 2019, 17:45
    Павел(Новосибирск)
    Здравствуйте! Помогите собрать информацию о деревне Сретенская (Гандичева), Барнаульского (Ново-Николаевского) уезда, Томской губернии. Дата образования, дата переименования и т. д.
    1 августа, 2019, 11:02
    отвечаетОтдел краеведения
    Здравствуйте, уважаемый Павел. Результат поиска по Вашему запросу следующий.
    Деревня Гандичи находится в Убинском районе (согласно справочнику «Административно-территориальное деление Новосибирской области» 1982 года издания).
    В издании 1928 года «Список населенных мест Сибирского края» (Новосибирск, т. 1, с. 302, 303), составленном по результатам переписи населения 1926 г., сказано, что в д. Гандичево Убинского района Барабинского округа Сибирского края были: «с.-сов., шк. 1, маслозавод, лавка о. п.» [общества потребления? потребкооперации?]; 267 хозяйств, 696 мужчин, 729 женщин; преобладающая национальность – русские. Данные из Списка населенных  мест Томской губернии на 1911 год (Томск, 1911, с. 200, 201): в дер. Гандичевское (при озере Гандичиха) Кудранской волости Барнаульского уезда Томской губернии – 460 мужчин, 438 женщин; количество земли, владеемой селением – 10563 (в десятинах); имеется школа М.В.Д., общественный хлебозапасный магазин, 2 мелочных и 1 мануфактурная лавки, 3 маслодельных завода.
    В книге «Томская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года» (СПб., 1867) оба названия – Гандич… и Сретен… – отсутствуют; вероятно, в 1859 г. деревни еще не было. Нет данных о ней и в справочниках «Список населенных мест Томской губернии за 1893 год» (Томск, 1893), «Список переселенческих и запасных участков, образованных с 1893 года по 1-ое июля 1903 года в Степном крае, Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерниях» (М., 1903), «Книга образования переселенческих участков, 1885-1912 г.г.» (Томск, 1913).
    Нет Сретенского – Гандичей и в справочнике «Описание заселенных и незаселенных переселенческих участков, образованных до 1896 года в Алтайском округе, Томской губернии, Ведомства Кабинета Его Императорского Величества» (Барнаул, 1896). Правда, в этом издании под номером 71 значится участок Ново-Сретенский Чулымской волости Барнаульского округа (рядом перечислены села, ныне находящиеся близко от Гандичей Убинского района), про который там сказано, что межевание его [ещё? на момент издания книги?] не производилось. В издании «Справочная книга по Томской епархии» 1902 года издания есть информация о том, что в составе Ново-Карапузского прихода была деревня Гондячева. Если Ново-Сретенский и Гондячева – та самая, искомая нами деревня, то предположительный период возникновения деревни и присвоения ей второго названия – 1896-1901.
    Дополнительную информацию об интересующей Вас деревне, Вы, возможно, получите в архиве Убинского района (8(38366)2-19-09; ubinarhiv@mail.ru), в районном музее (ubinmuseum@yandex.ru 8(38366)22075) и районной библиотеке  (8(383-66)21-528; e-mail: ubinkabiblioteka@bk.ru).

    С уважением, библиографы Отдела краеведения Новосибирской государственной областной научной библиотеки.