Гройс Б., Статьи об Илье Кабакове

  • Рейтинг книги:
    float(0)
  • Жанр:
    Искусство 16+
  • Издательство:
    Garage
  • Дата выхода:
    2016
  • Страниц:
    134
  • Дата поступления в НГОНБ:
    10.10.2021

/Москва: Ад Маргинем Пресс, 2016 - 134 с. 

Придумавший само понятие московского романтического концептуализма Борис Гройс создал обширный корпус теоретических текстов, посвященных входившим в этот круг авторам, среди которых центральной фигурой для него всегда выступал Илья Кабаков. Самое раннее эссе, включенное в сборник, написано в 1980 году, самое позднее — в 2008-м для каталога выставки «Альтернативная история искусств» в Музее «Гараж».
Анализируя особенности художественного метода Кабакова, в качестве материала Гройс выбирает его наиболее известные серии работ — альбомы («Десять персонажей», 1971–1976) и тотальные инсталляции («Человек, улетевший в космос из своей комнаты», 1985, «Туалет», 1992, «Где наше место?», 2004, и другие). Одновременно он интерпретирует ключевые лейтмотивы Кабакова, среди которых космос, мусор, мухи и коммуналки, составляющие все вместе утопический нарратив советской жизни.
Еще в начале 1970-х, считает Гройс, Кабаков понял, что главный вопрос для него — это вопрос об авторстве и месте: «…месте художника, месте произведения искусства, месте зрителя и, в конечном счете, месте искусства как такового». Его альбомы, инсталляции и целые выставочные проекты выстраиваются вокруг фигуры вымышленного провинциального художника, одинокого неудачника, располагающегося где-то посередине между официальной культурой и андеграундом. Наличие подобных двойников позволяет Кабакову дистанцироваться от собственных произведений, заняв позицию исследователя, документалиста, куратора и даже наблюдателя — вместо более привычной роли «аутентичного» автора. Избегая каких-либо иерархий (художник и зритель, высокие и низкие образы), он «все выносит на поверхность и все ставит на одну плоскость, так что внутренняя связь между „означаемым“ и „означающим“ распадается и они становятся равноценными элементами мусорной кучи».
Об авторе:
Борис Гройс (р. 1947) — философ и теоретик культуры. Родился в Ленинграде, в 1971 году окончил отделение математической логики мехмата ЛГУ. С середины 1970-х активно публикует в самиздате статьи по философии и теории искусства, участвует в домашних семинарах по неофициальному искусству. В 1981 году эмигрировал в Германию. В настоящее время — профессор философии, теории искусства, медиатеории Государственной высшей школы в Карлсруэ, приглашенный профессор Нью-Йоркского университета.



Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2021-10-10 10:53
Дата изменения: 2021-10-10 10:53
Спросите библиотекаря