Роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него»

Роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него»
/home/bitrix/www/bitrix/templates/.default/components/bitrix/news/atheneum_ngonb/bitrix/iblock.vote/ajax/template.php:26: double(0)

Неделю назад в Новосибирске завершился всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно», который собрал прекрасный состав участников.

Одним из приглашенных был Алексей Сальников, писатель, которого давно ждали читатели нашего города. Расскажем о книге, благодаря которой он стал популярным и читаемым автором.    

«Петровы в гриппе и вокруг него» — второй роман писателя Алексея Сальникова. Был впервые опубликован в журнале «Волга» в 2016 году, позднее вышел в издательстве АСТ. Удостоен приза критического жюри литературной премии НОС (2017) и премии «Национальный бестселлер» (2018).

Роман рассказывает о нескольких предновогодних днях автослесаря Петрова и его семьи, каждый из членов которой заболевает гриппом.

Роман продолжает заложенную в произведениях Дж. Джойса, Т. Манна, Дж. Апдайка и др. модернистскую литературную традицию совмещения двух планов повествования — фабульного реалистического и глубинного мифологического. На поверхностном уровне история рассказывает о событиях в жизни семьи автослесаря Петрова, как текущих, так и хронологически отстоящих от настоящего времени. На глубинном же уровне текста обнаруживаются многочисленные аллюзии к древним танатологическим и другим мифам, в частности об Аиде и Персефоне.

В общем, этакий роман-ребус, разгадывая который либо получаешь удовольствие, либо - головную боль. Итак, имеется семья - Петров, Петрова и их сын восьми лет, Петров-младший, все они живут в Екатеринбурге (или городе, очень на него похожем). Читатель, помещенный в разум одного из болеющих гриппом Петровых (и не только), бродит от одной локации к другой и размышляет обо всём, что попадается ему на пути.

Это практически поток сознания, который каждый день проматывается у нас в головах — окружающие люди и наши реакции на них, воспоминания из детства и юности, рассуждения о текущем моменте. И нас несет в этом бесконечном потоке, в заиндевевших трамваях, мы толкаемся на остановках и в предновогодних магазинах, дышим жаром гриппозного организма и размышляем о жизни. Но постепенно все эти воспоминания сопоставляются и выстраивается еще один сквозной закольцованный сюжет — о взаимосвязи героев во времени, о двойственности этого мира и о неких инфернальных сущностях, проникших в наш мир. В общем, под конец романа определенные вещи складываются, но остается еще много загадок-вопросов, ответы на которые ты то ли не разглядел, то ли они вообще тебе померещились. И еще — при прочтении нужно быть очень внимательным и обращать внимание на мелкие детали, они тут не просто так.

Многословность и подробные описания нисколько не вредят и не надоедают, они добавляют глубины и яркости, подсвечивают реальность романа. Ведь мы постоянно живем воспоминаниями: вот подъезд, такой родной и знакомый, но в детстве он был совсем другим; а вот аптечка, и чуть не с каждой баночкой и таблеточкой связаны воспоминания; бабушкина дача, на которой знаком каждый кустик. И герои все это перебирают, вспоминают, и мир приобретает объем, а у читателя складывается впечатление, что ты и сам много раз видел этот подъезд, сам укладывал в аптечку лекарства, и спина у тебя болела после пары дней «огородного фитнеса». Описания действительности просто упоительно чудесные, хотя и не радужные. Кроме того, нужно отметить юмор, даже не юмор, а какую-то особую, несколько ироничную манеру описания, тонко и точно подмеченные особенности и детали действительности, так знакомые каждому из нас. Особая атмосфера романа погружает в некое пограничное состояние полу-бреда, когда все ощущается не совсем реальным и краем глаза видишь мелькающие неясные тени.

О чем же все-таки роман? Наверное, каждый найдет в нем то, что близко именно ему. Для кого-то детское восприятие мира (глава «Елка»): как ребенок видит происходящее, как трактует то, что с ним происходит, как реагирует и что слышит во взрослых разговорах. Очень тонкое и проницательное наблюдение. Еще одна тема — творчество. Петров работает автослесарем, но в свободное время он рисует фантастические комиксы. Причем рисует, творит только ради удовольствия. Да, у Петрова есть один-единственный благодарный читатель, его сын, но он воспринимает это как настоящую литературу и безумно любит нарисованные Петровым истории. И Петрову этого вполне достаточно.

С другой стороны, в романе есть тема о взаимном незнании друг друга. Ты можешь прожить с человеком несколько лет, вырастить ребенка, но так и не узнать его. Выучить привычки и звук шагов, но так и не понять, что ему дорого, о чем он мечтает, что его терзает и мучит. И каждый скрывает свои скелеты. И каждый в семье одинок. И сын — как олицетворение этого совместного одиночества и незнания.

Свойство этого романа в том, что он долго живет в сознании и не отпускает, постепенно настаивается, раскрываются все новые и новые его стороны. После прочтения «Петровых в гриппе и вокруг него» хочется поискать все эти крючки, разгадать ребусы, зашитые в странных диалогах и отсылках.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2019-12-03 17:51
Дата изменения: 2019-12-03 17:56