Три книги об умении создавать и понимать тексты разных жанров

Три книги об умении создавать и понимать тексты разных жанров
/home/bitrix/www/bitrix/templates/.default/components/bitrix/news/atheneum_ngonb/bitrix/iblock.vote/ajax/template.php:26: double(0)

Три книги об умении создавать и понимать тексты разных жанров: одна из них точно пригодится каждому

Ежедневно мы читаем не мало текстов самых разных жанров: художественные произведения, посты в социальных сетях, новостные ленты и многое другое. Кроме этого, мы сами создаем тексты (также разных жанров). В сегодняшнем обзоре «Читальни» три книги о том, как следует создавать и понимать текст.   

капица.jpgКапица Ф. С., Колядич Т. М. «Фестиваль писательских техник: Три мастера романной интриги – Аксенов, Рубина, Улицкая», 2018

Каждый текст как дом, в нем живут разные люди со своими проблемами. Авторы попытались представить свою версию интерпретации произведений трех мастеров романной интриги – Аксенова, Рубиной, Улицкой как наиболее приметных фигур русской прозы начала XXI века. В качестве фоновых привлечены и другие авторы, что вовсе не умаляет их достоинств. Во всех случаях о них спорят, высказываются, выносят суждение.

Сегодня читатель активно ищет свою книгу и, конечно, находит ее благодаря совокупности множества факторов: рекламной политике, премиальному процессу, обмену точками зрения в социальных сетях.

Правда, возникает следующая проблема. Ради чего читается современный текст? Опять-таки ради того, чтобы оставаться в тренде? Или для получения информации, пусть даже развлекательного свойства? Читателя интересуют и вымышленные писателями фантастические (условные) миры, умение изобрести интригу.

Но важен не только процесс чтения, а также и получение ответов на вопросы, возможное моделирование картины мира с помощью описываемого, формирование собственных поступков и отчасти взглядов. Авторами предлагается алгоритм образования иного информационного поля, он направлен на то, чтобы заставить читателя включиться в осмысление процесса, предпринять поиск, начать обсуждение, задать вопросы. Но не в эмоциональном, а в аналитическом ключе, который и открывает путь к формированию мыслящей личности.   

Задача авторов книги состоит в том, чтобы показать возможные пути прочтения неоднозначных произведений, помочь читателю перейти к интеллектуальному чтению и восприятию. 

Цитата из книги:

«Для коротких рассказов крайне важен эффект неожиданности, достигаемый за счет контраста впечатлений.

Развитие драматической коллизии и, главное, ее разрешение обычно не подготавливаются ни заданной темой, ни предшествующим движением сюжета: «тот, из-за кого ты ветер обнимала, ни разу не пришел навестить». Иногда поворот сюжета связывается с новым, внезапным событием, которое явно противоречит логике предшествующего сюжетного развертывания. Такая сюжетная развязка свойственна именно новелле, основным свойством которой является пуант.

Подобную функцию драматизации повествования выполняет неожиданная история, помещенная в основной текст, передающая сюжет душевных изменений. Благодаря пуанту происходит финальная перемена точки зрения, от лирического героя или автора она переходит к персонажу, обозначая тем самым исходную ситуацию. Причем мировосприятие лирического героя практически идентично авторскому» (глава 2.2 «Д. И. Рубина.  Рассказ или новелла? Жанровые перипетии»).

мельник.jpgМельник Г. С. «Основы творческой деятельности журналиста», 2018

Учебное пособие состоит из двух частей: «Конспект лекций» и «Практикум». Основная целевая установка содержащихся в «Практикуме» упражнений – формирование творческой личности, умеющей создавать и использовать в своей деятельности эффективную креативную среду, подходить к профессии инструментально, находить нестандартные решения проблем в журналистской практике, новые приемы сбора, обработки и изложения информации.

Цитата из книги:

«Любая профессиональная деятельность требует от личности развития определенных характеристик, черт характера, темперамента и предполагает психологический анализ ошибочных действий, принятие мер к их исключению.

Деятельность в определенной профессиональной среде накладывает отпечаток на стратегии жизни и профессионального поведения, стиль и жизненные планы, способы взаимодействия с миром.

Умение работать с текстом – это умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Наиболее частые ошибки – это отсутствие целенаправленности в чтении и нерациональная форма записи.

Для прагматической ценности материала журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие требования: текст должен обладать такими свойствами как небанальность, декодируемость и быть релевантным».

богданова.jpgБогданова М. «Школа контента: Создавайте тексты, которые продают», 2019

Сегодня побеждает не тот, у кого есть информация, а тот, кто умеет сделать ее актуальной и полезной для читателя. Если вы – создатель контента нужно уметь не просто формально рассказать о себе, а сделать так, чтобы читателю было интересно.

Работа автора книги над сотнями статей для СМИ, материалами для коммерческих сайтов, электронных рассылок и выступлений позволила накопить практические знания и создать эффективные приемы и техники, которыми автор щедро делится на страницах книги. Вы узнаете, как перестать бояться белого листа; как организовать себя; что и как писать, чтобы достигать поставленных целей.

Цитата из книги:

«Если вы умеете писать, вы никогда не будете зависеть ни от одного работодателя, ни от одного партнера. Вы всегда найдете, где применить свои умения, и сможете договориться с самыми разными людьми, и ниже, и выше вас по социальному или материальному положению.

Рисовать, танцевать или петь можно, когда захочется: проснулись таланты или желание – рисуешь и поешь, а не проснулись – живешь так. С письменной коммуникацией все иначе. Мы пишем письма партнерам, набрасываем записочки детям и любимым, составляем отчеты и презентации. Для всего этого нужны одни и те же знания: как заинтересовать читателя, как включить его в свой текст, как быть понятным и как побудить его сделать то, что вам нужно.

Цель должна быть у каждого текста: именно она определяет, о чем будет текст и как он будет устроен. Цели могут быть самыми разными: вызвать эмоцию, «зацепить» читателя, запомниться рассказанной историей, решить ту или иную задачу. Главное, вы должны понимать, зачем создаете текст. Поэтому сначала ставьте цель и только потом начинайте составлять план, собирать факты, придумывать истории и, наконец, писать… тогда все это заработает».

Книги, представленные в обзоре, находятся в фонде Новосибирской областной научной библиотеки.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2020-01-13 11:58
Дата изменения: 2020-01-13 12:07