Всемирный день «The Beatles»

Всемирный день «The Beatles»
/home/bitrix/www/bitrix/templates/.default/components/bitrix/news/atheneum_ngonb/bitrix/iblock.vote/ajax/template.php:26: double(0)

С 2001 года по решению ЮНЕСКО 16 января отмечается Всемирный день «The Beatles».

Дата, конечно, выбрана не случайно. 16 января 1957 года в Ливерпуле открылся клуб «The Cavern», где начали свой путь к славе тогда еще никому не известные молодые музыканты Джон Леннон, Пол Маккартни и Джордж Харрисон. Спустя несколько лет к ним присоединился еще один будущий «битл» — Ринго Старр.

Позже 16 января случилось еще одно знаменательное событие в истории «The Beatles»: в этот день в 1964 году журнал «Cashbox» присвоил песне «I Want To Hold Your Hand» первое место в американском хит-параде, после того как этот сингл разошелся миллионным тиражом всего за 10 дней.

В привычном составе «The Beatles» отработали восемь лет. За это время они официально выпустили 13 альбомов, каждая песня из которых становилась настоящим хитом. Начав с подражания классикам американского рок-н-ролла (большое влияние на четверку оказало, например, творчество Элвиса Пресли), «The Beatles» пришли к собственному стилю.

Всемирное признание группа получила в 1963 году после выпуска сингла «Please Please Me». С этого момента на планете началось сумасшествие, получившее говорящее название «битломания».

Группа оказала большое влияние на развитие мировой музыки. Многие известные композиторы и исполнители брали с них пример. Кроме того, «битлы» впервые использовали некоторые новаторские разработки в области звукозаписи и съемок видеоклипов.

Журнал «Rolling Stone» поставил «The Beatles» на 1-е место в списке величайших исполнителей всех времен. В декабре 2015 года клуб «The Cavern» передал в дар городу Ливерпулю памятник музыкантам, который изобразил легендарную четверку, идущей вдоль набережной.

16 января в честь этой знаменитой группы проводятся различные памятные мероприятия и кавер-концерты песен британской четвёрки, а меломаны всего мира вновь включают песни, полюбившиеся людям всех возрастов, чтобы в очередной раз насладиться творчеством «Битлов».

Музыкальние критики и историки музыки, конечно же, не обошли стороной исследование пути развития группы. Об этом книги данного обзора.  

битлз.jpgСтив Тернер, «The Beatles: история за каждой песней», 2013

Кому было «всего семнадцать», и кто заставлял сердце Пола биться сильнее? Кем на самом деле была Элеанор Ригби? Что послужило вдохновением для песни «Lucy In The Sky With Diamonds»? Стив Тернер тщательно исследовал истории и события, которые нашли свое отражение в ставших бессмертными и плокоривших многие музыкальные чарты песнях, написанных четырьмя простыми парнями из Ливерпуля. Начиная с первого хита «Love Me Do» и первого альбома «Please Please Me» и заканчивая «Live At The BBC» в трех частях, Стив Тернер подробно рассказывает истории всех песен самой известной и влиятельной музыкальной группы в мире.

Цитата из книги:

«Yesterday»

Однажды утром Пол проснулся в своей спальне и в его голове звучала «Yesterday». У кровати стояло фортепиано, и он тут же уселся за него и начал играть. «Это была готовая композиция, - рассказывал он позже. – Я буквально не мог в это поверить».

Несмотря на то, что тогда у Пола не было слов, он боялся, что бессознательно скопировал у кого-то эту мелодию, и то, что изначально показалось ему озарением, на самом деле могло быть просто воспоминанием и подражанием. «Около месяца я донимал людей, так или иначе связанных с музыкальным бизнесом, своей песней. Я спрашивал, слышали ли они что-то подобное раньше, - сказал он. – В конце концов, это было как сдавать найденную вещь в полицию. Если через три недели никто ее не хватится, я заберу ее себе».

«Yesterday» очень быстро стала классикой, и ее исполняли практически все, начиная с Фрэнка Синатры и заканчивая Марианной Фейтфул.

Несмотря на утверждение Джона, что он никогда не хотел стать автором этой композиции, он не раз говорил, что это «прекрасная» песня с «хорошими» словами, но слова эти были слишком размыты.

Однако другие члены группы чувствовали, что основной успех песни кроется как раз в недосказанности. Слушатели понимали, что речь идет о ком-то, кто хотел бы повернуть время вспять, вернуться в момент, предшествующий трагическим событиям. Это могло относиться к кому угодно.

Считается, что Пол писал о смерти своей матери и о невозможности адекватно выразить свои чувства, свою потерю, именно в тот момент.

Айрис Калдуэлл вспоминает интересное событие, связанное с песней. Она рассталась с Полом в марте 1963 года, после глупой ссоры из-за ее собак (в то время Пол не испытывал к ним особой любви). После того, как Пол остыл и позвонил ей, ее мать сказала, что Айрис больше не желает с ним разговаривать, потому что он – бесчувственная скотина.

Два с половиной года спустя, в воскресенье 1 августа 1965 года, Пол должен был исполнять «Yesterday» в прямом эфире в программе Blackpool Night Out. В течение недели он позвонил миссис Калдуэлл и сказал: «Помните, вы говорили, что я бесчувственный? Посмотрите телевизор в воскресенье, а потом скажите мне, есть у меня чувства или нет».

уолд. битлз.jpgЭлайджа Уолд, «Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл. Альтернативная история американской популярной музыки», 2018

Книга Элайджа Уолда, музыканта и историка музыки, - необычный и во многом полемический взгляд на эволюцию поп-музыки. Это подробный, насыщенный фактами рассказ о тенденциях и событиях музыкальной истории с конца XIX века по 1970-е годы. Автор наглядно демонстрирует, что вещи, казалось бы очевидные и вытекающие непосредственно из музыкальных задач, на деле – продукт разнообразных конфликтов: политических, технологических, трудовых и социальных. Уолд видит эволюцию поп-музыки как историю апроприации и выхолащивания ритма, созданного черными исполнителями. Он выстраивает парадоксальный нарратив, где героями становятся не привычные всем поп-идолы, но те условия и контексты, в которых они появились.

Цитата из книги:

«Осенью 1965 года главной песней в США была «Yesterday», в которой Пол Маккартни пел в сопровождении струнного квартета. Подобно первым «классическим» дискам Уайтмена, данная песня не привлекла внимания высоколобых критиков, однако немедленно нашла горячий отклик у поп-музыкантов прежних времен и авторов Tin Pan Alley. Сами участники «The Beatles» испытывали к ней сложные чувства – как вспоминает Маккартни: «Мы не выпустили сингл с Yesterday в Англии, потому что немного стыдились ее; мы же были рок-н-ролльной группой». Однако в итоге песня, с ее романтической тоской, убаюкивающей мелодией и слегка видоизмененной старой доброй тридцатидвухтактной структурой, была воспринята обеими сторонами поколенческого конфликта в качестве оливковой ветви мира. Вскоре песню играли все сохранившиеся на тот момент «старые» оркестры и пели все вокалисты, дерзавшие быть чем-то большим, нежели «ностальгический» акт, а в 1966 году Billboard провозгласил ее современным стандартом, отметив, что на музыкальном рынке существует уже свыше 175 ее версий, включая записи, сделанные Лоуренсом Уэлком и Мантовани, а также кантри-певцами, артистами кабаре и трио The Supremes.

С 1964 по 1970 г. «The Beatles» записали четырнадцать альбомов, попавших на верхние строки хит-парадов, которые вдобавок, в отличие от альбомов Синатры 1950-х гг., продавались лучше синглов. Ни один артист и ни одна группа не подобрались близко к этому результату, и со времен оркестра Уайтмена в 1920-е гг. ни один коллектив не оказывал столь тотального воздействия на популярную музыку своей эпохи». 

Книги, представленные в обзоре, находятся в фонде Новосибирской областной научной библиотеки. 

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2020-01-17 12:28
Дата изменения: 2020-01-17 12:43