Что читали дети во время Великой Отечественной войны.

Что читали дети во время Великой Отечественной войны.
/home/bitrix/www/bitrix/templates/.default/components/bitrix/news/atheneum_ngonb/bitrix/iblock.vote/ajax/template.php:26: double(0)
Что читали дети во время Великой Отечественной войны.

Из блокадного дневника 13-летнего Мити Афанасьева:
"18 февраля 1942 г. После обеда сидел на диванчике и читал "Мифы Древней Греции". Но читал мало, так как быстро устал.
28 февраля. Нашли в шкафу поваренную книгу Елены Малаховец. Целый день ее перелистывал и читал рецепты. Мама сказала, что книга очень редкая. Я решил переписать ее.
18 марта. Вечером при коптилке читал А.К. Толстого".

Книги стали последним прибежищем домашнего уюта, нежности и улыбки. Они помогали взрослым сохранить человеческий облик, а детям - остаться детьми. Часто определяли род занятий на всю послевоенную жизнь.

Давайте вспомним отношение власти к детскому книгоизданию во время войны. Если бы вдруг в 1941 году советское правительство сэкономило на книжках для детей, то за это и сегодня никто бы не заметил. Но книги и детские журналы продолжали выходить и в ту пору, когда враг стоял под Москвой. Они печатались даже в блокадном Ленинграде. И на девяносто девять процентов это была не пропагандистская литература, а классика мировой и отечественной литературы, лучшие произведения современных поэтов и писателей.
В 1943 году разоренная и голодная страна нашла возможность провести первую Всесоюзную неделю детской книги. С тех пор она стала традиционной. Весной 1945 года Всесоюзная неделя детской книги прошла в Киеве, который еще лежал в руинах.

В результате в СССР не просто сохранили грамотность населения, а получили невероятно креативное, как бы сейчас сказали, поколение "физиков и лириков", уже в 1950-60-е годы достигшее выдающихся результатов в науке и культуре. Космонавты, поэты и ученые начинали свой путь к вершинам познания со скромных книжек "Детгиза" и "Детиздата".

В отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки хранится миниатюрная детская книжечка С. Я. Маршака "Живые буквы", изданная в Москве в 1944 году. Книга предназначена для детей дошкольного возраста. Идея книги состоит в том, что для каждой буквы алфавита представлено стихотворение с именем человека и профессией, начинающимися на эту букву (например, на букву А: «Алик – авиатор. Алую машину в Арктику ведет»). Заметно, что текст создавался с учетом военных реалий – многие профессии, названные в книге, носят военный характер.

живые буквы маршак.jpg

Следует отметить, что многочисленных переизданиях С.Я. Маршак часто изменял свои стихи, которые в итоге значительно отличаются от первоначального варианта. Например, в представленном здесь издании 1944 года, Яков занимается языковедением:

Яков с малолетства стал языковедом.
Яков в нашем доме очень знаменит.
Яков по-якутски говорит с соседом.
Я не понимаю, что он говорит!
(Маршак, С. Я. Живые буквы М. Детгиз, 1944.).

В 1944 году вышла книга, ставшая классикой. Это «Животные жарких и холодных стран» Евгения Ивановича Чарушина. Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре с прекрасными иллюстрациями.

1be84c33d0f6e5494bfd08225f0b9669.jpg

Большую роль конечно играли и патриотические книги.

В 1942 году вышла книга «Обыкновенные ребята» Льва Абрамовича Кассиля. Рассказы для детей старшего возраста о Великой Отечественной войне.

9a1c62935e338711e14b25cec21bc7b8.jpg

Цитата из рассказа «Придет срок»:

Юрик Курохтин хорошо знал Москву. Здесь он родился. Здесь, на Покровском бульваре, в одном из переулочков, он впервые пошел в школу и сейчас был уже четвероклассником. Но теперь он учился не в Москве. В начале войны он вместе с матерью уехал в далекий сибирский город, где и познакомился с Женей. Теперь они уехали оттуда тайком. Все это придумал Юрик. Он уговорил Женю отправиться вместе с ним, чтобы участвовать в сражениях под Москвой и защищать столицу от фашистов. Они ехали без билетов, их то и дело высаживали, они снова пролезали в вагон, прятались… И перед глазами Жени вставал огромный многолюдный город, никогда не виданный Женей наяву, но не раз побывавший в Жениных снах и мечтах. И давно уже стали знакомыми и родными для Жени островерхие башни Кремля, и кудрявая зелень парков, и огромный зоопарк с дикими зверями, и планетарий с его ручными звездами, и матовая гладь асфальтированных улиц, и бегущие лестницы метро, и свежесть волжских струй, вливавшихся в город, и московские люди, торопливые и деловые, но радушные и приветливые, горячо любящие свой великий город.
А теперь фашисты что было сил лезли на Москву. Юрик похудел от тревоги за свой город. Тревога вскоре захватила и Женю. И они решили отправиться на защиту столицы». Конец цитаты.

Голод, разруха, смерть близких, непосильный труд заставили даже малышей быстро повзрослеть. Но дети войны все равно оставались детьми. Они мечтали о веселых праздниках и игрушках, душистом мыле и кусочке сахара, новой одежде и увлекательной книге. Несмотря на войну дети продолжали учиться и ходить в школу. Правда, учебный день был очень короткий, после учебы все спешили на работу. Учебников вроде хватало, а вот тетрадей почти не было, и ребята писали на полях газет, старых квитанциях, любых клочках бумаги, используя вместо чернил разведенную сажу. А представляете, каким сокровищем для них была настоящая детская книга?

Это очень хорошо понимали писатели и поэты, которые писали для детей в годы войны – Виталий Бианки, Лев Кассиль, Валентин Катаев, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Евгений Чарушин, Корней Чуковский, Агния Барто, Елена Благинина, Константин Паустовский.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2020-06-01 16:04
Дата изменения: 2020-06-01 16:09