Шамиль Идиатуллин и Денис Осокин - участники Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно»

Шамиль Идиатуллин и Денис Осокин - участники Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно»
float(0)

21 и 22 ноября состоится всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно». На протяжении многих лет он проходил в Новосибирске на различных площадках: в библиотеках, в книжных магазинах, в вузах и школах.

В этом году впервые он пройдёт в онлайн-формате. Организаторы фестиваля - Новосибирская областная научная библиотека совместно с министерством культуры Новосибирской области.

В обзорах ноября речь пойдёт о книгах участников «Белого пятна» 2020 года.

Сегодня расскажем об авторах, которые пишут по-разному и о разном, но их объединяет географическая принадлежность – оба родом из Татарстана. Шамиль Идиатуллин и Денис Осокин – ярчайшие представители своей малой родины.

Шамиль Идиатуллин – российский журналист, прозаик, участник Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» в 2020 году. Окончил шамиль.jpgфакультет журналистики Казанского университета, с 17 лет работает в этой области. Сейчас занимает должность руководителя регионального дома в издательстве «Коммерсант» в Москве.

В 2004 году дебютировал в беллетристике политическим триллером «Татарский удар», в сентябре текущего года вышел его новый роман под названием «Последнее время». Вообще, Шамиль Идиатуллин – удивительный автор, он умеет писать и на остросоциальные темы, и в жанре фэнтези, и даже книги для детей. Выпустил несколько книг под псевдонимом Наиль Измайлов.

В прошлом году у Шамиля Идиатуллина вышла книга «Бывшая Ленина». Эта книга — прямой ответ на многочисленные читательские и критические мольбы о русском романе, который рассказывал бы, наконец, не о прошлом, но о живом и горячем «здесь и сейчас». В самом деле, трудно представить себе что-то более актуальное, чем сеттинг «Бывшей Ленина»: 2019 год, районный центр Чупов в богом забытой поволжской глубинке, коррумпированная неэффективная власть и — смысловым центром романа — огромная, отравляющая воздух и воду свалка, с которой непонятно что делать, но которая, очевидно, со дня на день начнет убивать людей. На драму социальную наслаивается драма человеческая: рушится брак мелкого муниципального чиновника Даниила Митрофанова и его жены Лены, самородного мастера пиар-технологий. В борьбе за власть, разворачивающейся на фоне зловонной свалки, бывшие супруги оказываются по разные стороны баррикад.

В ход идут все грязные политтехнологии XXI века — секретные и публичные группы в „вконтатике”, групповые мессенджеры, засланные провокаторы, чья задача — подвести невинную группу друзей под статью. БывшаяЛенина.jpg

Шамиль Идиатуллин, как начальник региональной сети федеральной газеты, прекрасно знает эту неаппетитную кухню. Но эта же вовлеченность играет дурную шутку. Идиатуллин — цепкий и наблюдательный автор, любящий не только каламбуры, но и неожиданные обороты и метафоры. Ценность романа в качестве инструкции по теме „как не быть использованным политическими манипуляторами” несомненна. Как и в качестве пособия на ещё более востребованную тему „как закончить ставшие токсичными застарелые отношения”.

Вся жизнь оказывается — бывшая, и даже квартира детства — на «бывшей Ленина». Наверное, нужно начать всё заново, но для этого — победить апатию, себя и... свалку. Сдаваться стыдно. Оставаться в таких условиях невозможно. Надо менять условия. Менять условия — значит бороться.

Шамиль Идиатуллин, без сомнения, талантлив. Он пишет размашистую, красноречивую прозу, щедро сдобренную узнаваемыми приметами времени. Но его главная авторская «фишка» заключается в том, что это действительно роман о нашем времени. Явление редкое, почти единичное.

Ему здорово удалось схватить осторожное, полное оглядок, местами удобное, а местами совершенно невыносимое существование человека, который разрывается между необходимостью что-то наконец сделать и страхом, что станет хуже. Хотя ветер со свалки как бы намекает, что хуже-то уже некуда.

Сам же автор говорит, что тема свалки и политики в этой книге – фоновая. Главным всё же остаются человеческие отношения.

Цитата из книги:

«Дверь приоткрылась, затворилась, распахнулась. В зал стремительно вошел халдей, который, теперь видно, был ни разу не халдеем — слишком быстрый и слишком злой. Он притиснул Ивана к стене так, что руку в гипсе неудобно развернуло. Иван зашипел. Квазихалдей прошипел в тон ему:

— Кто вы, откуда, о каких деньгах речь?

Иван понял, что ни включать дурачка, ни качать права сейчас совершенно не стоит, и пояснил со всей толковостью, на какую был способен:

— Я из банка, Главинвеста, Иван Матвейчев, мне подпись Ярослав Антоныча нужна, кредитная линия горит.

— Какая кредитная линия?

— На строительство мусоропереработки, чтобы не воняло здесь, — пояснил Иван. — Руку больно, отпустите.

— Да, простите, — сказал квазихалдей, не отпуская. — А что за деньги?

— В смысле? На завод же, город берет тремя траншами, первый был на техзадание, теперь второй и третий — на запуск проекта и расчет с «Чистой стороной». Больно мне, говорю!

Квазихалдей быстро оглянулся на спецназовцев, по шлемам которых невозможно было понять, слушают они тихую стремительную беседу или спят под забралами, и наконец перестал давить, но шага назад не сделал».

 

Денис Осокин – прозаик, поэт, сценарист, участник Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» в 2020 году. ДенисОсокинФото.JPG

Учился на факультете психологии Варшавского университета, окончил филологический факультет Казанского университета. Член Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Сценарист фильмов «Овсянки» (2010), «Небесные жёны луговых мари».

Денис Осокин «Огородные пугала с ноября по март», 2020

Дениса Осокина невозможно ограничить ни жанром, ни стилем, ни даже границами русского языка. Его тексты – это непрерывное до- и пересотворение мира. Своей лиричностью и своей верой они способны как угодно менять ход времени и преодолевать всё то, что в реальности физической преодолеть нельзя. По словам самого автора – он пишет Правду-Преправду, которая сильнее, нужнее и нежнее Правды. В книгу вошли главные произведения писателя на сегодня, среди них и повесть «Овсянки», положенная в основу одноименного фильма, награжденного в том числе «Венецианским львом» за лучшее изобразительное решение и «Никой» за лучший сценарий.

пугала.jpg«Этот сборник - свод всей моей актуальной литературы. В него уместились 49 самостоятельных произведений - проза и стихи. Плюс всё абсолютно, что у меня было на сегодняшний день экранизировано и теперь вот ещё поставлено на театральной сцене.

«Огородные пугала с ноября по март» - название одного из произведений, я его выбрал для сборника, потому что оно как пароль для моей нынешней литературы. В этом пароле много улыбок, много лирики, много грусти, много тайны, и детскости-взрослости, и нежного абсурда, один глаз смеётся - другой краснеет от слёз, всегда дует ветер и есть вода - она течёт или сыплется снегом».

Цитата из книги:

«если их встречи случаются в казани осенью — такое тоже бывает — их фразы срывает казанский ветер — он тоже неслабый из-за близости акватории — ее широкой воды — несет вдоль поребриков как листья. местом своих постоянных прогулок в столице они почему-то выбирают улицу клары цеткин с трамваем № 1 — и всю лежащую от нее по обе стороны адмиралтейскую слободу — деревянно-смутную — с заводом ‘серп и молот’ — со скульптурами про пионеров которых боятся идущие из садика дети — с книжным магазином где есть все чего нет в остальных книжных магазинах города и наоборот. неизвестно почему они именно здесь гуляют — наверняка из-за особенной силы ветра в этой прибрежной окраине».

Справка:

Шамиль Идиатуллин – российский журналист и писатель, автор восьми романов, лауреат премии «Большая книга».

Родился 3 декабря 1971 года в Ульяновске, окончил факультет журналистики Казанского государственного университета, с 1988 года профессионально занимается журналистикой, с 1994 года сотрудничает с Издательским домом «Коммерсантъ»: был собкором и редактором казанских страниц «Ъ», в 2003 году переведен в московский офис ИД, где работает по сей день. Руководил службой корреспондентской сети «Ъ», был политическим обозревателем журнала «Коммерсантъ-Власть», с 2007 года возглавляет отдел региональной редакции, который обеспечивает выход газеты «Коммерсантъ» и ее региональных страниц за пределами Москвы.

С 2004 года публикует прозу. Автор ряда литературоведческих статей, входил в жюри и советы экспертов ведущих литературных премий.

Женат, двое детей.

Автор книг:

«Татарский удар», 2005;

«СССР™», 2010;

«Убыр», 2012;

«Убыр. Никто не умрет», 2013;

«За старшего», 2013;

«Это просто игра», 2016;

«Город Брежнев», 2017;

«Бывшая Ленина», 2019;

«Последнее время», 2020.

 

Денис Осокин (Валентин Кислицын, Аист Сергеев, Веса Сергеев) – российский писатель, поэт, киносценарист.

Родился 14 августа 1977 года в Казани. Выпускник Академического колледжа при Казанском университете (1994) и филологического факультета Казанского университета (2002). В 1994-1996 гг. – учёба на факультете психологии Варшавского университета (Польша). В 2000-2002 – художественный руководитель Центра русского фольклора при Управлении культуры г. Казани. В 2003-2008 – автор-режиссёр документального цикла «Солнцеворот» на телерадиокомпании «Татарстан – Новый Век» (ТНВ) о живой этнографии народов Средней Волги и Предуралья. В 2013-2018 – доцент кафедры киноискусства факультета кинематографии и телевидения Казанского государственного института культуры – преподаватель сценарного мастерства и кинодраматургии. Член Киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европейской киноакадемии, Союза кинематографистов РФ.

Автор книг:

«Барышни тополя», 2003;

«Овсянки», 2011;

«Небесные жёны луговых мари», 2013;

«Огородные пугала с ноября по март», 2019.

Сценарист фильмов: «Öдя» (реж. Эдгар Бартенев); «Шошо», «Ветер Шувгей», «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари», «Ангелы революции» (реж. Алексей Федорченко); «В сломанный микроскоп мы увидим Казань» (реж. Сергей Литовец); «Ю. Река. Яха» (реж. Влад Воробьев); «Сухая Река» (реж. Алексей Барыкин) и др.

Премии:

2001 — Литературная премия «Дебют» в номинации «Малая проза». 2008 – Литературная премия «Звёздный билет» в номинации «Проза». 2004 и 2011 – Шорт-лист премии Андрея Белого. 2005 — Шорт-лист премии Юрия Казакова. 2011 – Лонг-лист премии «Большая книга». 2013 — Литературная премия Андрея Белого в номинации «Проза».

Награды за лучший сценарий: 2014 – Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон»; 2014 – Российский кинофестиваль «Литература и кино» в Гатчине, специальный приз; 2013 – Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»; 2011 – Премия Киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Австралия, Брисбен); 2010 – Национальная кинематографическая премия «Ника»; 2010 – Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон»; 2010 – МКФ в Мар-дель-Плата (Аргентина).

2019 – Государственная премия Республики Марий Эл в области театрального искусства имени М. Шкетана за сценарий спектакля «Йуд орол / Ночной караул» (постановка Республиканского театра кукол, Йошкар-Ола, режиссер Алексей Ямаев, премьера – декабрь 2018).

2020 – Государственная премия Республики Татарстан в области культуры и искусства имени Г. Тукая за книгу «Огородные пугала с ноября по март».

Театр: спектакль «Йуд орол / Ночной караул» по одноименному рассказу и пьесе поставлен на сцене Государственного театра кукол Республики Марий Эл (Йошкар-Ола), режиссер Алексей Ямаев (премьера – декабрь 2018). Спектакль выдвинут в 2019 году на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в трех номинациях.

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2020-11-09 16:11
Дата изменения: 2020-11-09 16:24
Спросите библиотекаря