«Лев Толстой очень любил детей...». Анекдоты о писателях, приписываемые Хармсу

«Лев Толстой очень любил детей...». Анекдоты о писателях, приписываемые Хармсу
float(0)

«Лев Толстой очень любил детей, а взрослых терпеть не мог, особенно Герцена. Как увидит, так и бросается с костылем, и все в глаз норовит, в глаз. А тот делает вид, что ничего не замечает. Говорит: «Оh, Толстой, oh!».

В 2020 году, вышла книга «Лев Толстой очень любил детей! Анекдоты о писателях, приписываемые Хармсу», из которой мы узнаем, что в 1971-72 годах, два художника— Владимир Пятницкий и Наталья Доброхотова-Майкова – без серьезных намерений забавлялись стебом над русскими классиками, следуя в этом примеру Хармса. Так и родились авторское название у этой группы - «Веселые ребята». Истории эти сопровождались картинками наподобие комиксов. Вскоре рукопись почитали друзья и родственники, тексты вызвали у них восторг и рукопись размножалась. Подавляющее большинство поклонников узнали эти анекдоты благодаря самиздату или в устном пересказе. Напомню тем, кто родился после 80-х, что в СССР любая копировальная техника и все кто к ней имел доступ, находились под жестким контролем государства, а тексты приходилось перепечатывать на пишущей машинке, без картинок. Этот процесс и называется - Самиздат. В 1990- х политическая ситуация изменилась и тексты широко стали печатать в газетах и даже в книгах под именем Хармса. Таким образом, авторство и рисунки для массового читателя были утрачены. Автор - составитель книги «Лев Толстой очень любил детей», Софья Богдасарова, напечатала иллюстрированный оригинал рукописи, а также воспоминания современников и участников группы «Весёлые ребята». Вот что говорит про появление тестов Натальи Доброхотова- Майкова:

"Что касается подражания Хармсу - оно было самое прямое. Хотя сама я «Анекдотов» Хармса о Пушкине не читала – негде было. А Пятницкий Хармса очень любил и нам очень артистично пересказывал. Другой источник - школьно-народные анекдоты про Пушкина (как правило, глупые и неприличные). Еще Володя очень любил Велимира Хлебникова, Льюиса Кэролла-нарисовал диплом по «Алисе»". 

Даже по этой цитате становится понятно, что книга не только про весёлые картинки и стихи «Веселых ребят». Она про эпоху и людей, таких как Владимир Пятницкий - один из участников «Бульдозерной выставки» эпохи Брежнева, довольно рано ушедший из жизни.

лев толстой и балалайка.jpg

В русской традиции биография писателя сама по себе является общественным достоянием, наравне с его произведениями. События писательской жизни становятся предметом литературы. Пытался ли Пушкин выстроить семейной счастье, пытался ли Толстой отказаться от собственности - сейчас все эти вопросы все больше волнуют общественное мнение. Однако советской отношение к литературе было иным – на пьедестале стояли незыблемые писатели и часто, такое отношение, губило любовь к литературе, как признают современники. Вот что пишет Антон Долин, журналист и кинокритик, который читал «хармсинки» в школе:

 «Тексты были блистательные и складывались в постмодернистский метатекст (задолго до того, как слово «постмодернизм» вошло в широкий оборот). Никогда в этом не виделось какое-то неуважение к классикам, еретического осквернения их памяти. Ясно же было, что герои апокрифических новелл-не реальные авторы «Героев нашего времени», «Отцов и детей» или «Братьев Карамазовых», а дурацкие, смешные (по преимуществу бородатые) портреты со стен школьного кабинета литературы, будто бы ожившие, обретшие собственные судьбы и голоса, после того, как уроки закончились и класс опустел. Думаю если кондовые школьные уроки и могли заставить подростка возненавидеть хрестоматийные книги из программы, то «Веселые ребята» - могли вернуть любовь к воображаемым авторам».

«Однажды Гоголь написал роман. Сатирический. Про одного хорошего человека, попавшего в лагерь на Колыму. Начальника лагеря зовут Николай Павлович (намек на царя). И вот он с помощью уголовников травит этого хорошего человека и доводит его до смерти. Гоголь назвал роман "Герой нашего времени". Подписался: "Пушкин." И отнес Тургеневу, чтобы напечатать в журнале. Тургенев был человек робкий. Он прочитал рукопись и покрылся холодным потом. Решил скорее ее отредактировать. И отредактировал. Место действия перенес на Кавказ. Заключенного заменил офицером. Вместо уголовников у него стали красивые девушки, и не они обижают героя, а он их. Николая Павловича он переименовал в Максима Максимовича. Зачеркнул "Пушкин" и написал "Лермонтов". Поскорее отправил рукопись в редакцию, отер холодный пот со лба и лег спать. Вдруг среди сладкого сна его пронзила кошмарная мысль. Название. Название-то он не изменил! Тут же, почти не одеваясь, он уехал в Баден-Баден».

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2021-01-26 09:38
Дата изменения: 2021-01-26 09:53
Спросите библиотекаря