Мария Осорина: Секретный мир детей в пространстве мира взрослых

Мария Осорина: Секретный мир детей в пространстве мира взрослых
float(0)

Петр I, выросший в московских дворцовых теремах с низкими потолками, всю жизнь требовал делать невысокие потолки в своих покоях. Во время его путешествий по Европе в комнатах, где он останавливался, натягивали низкий полотняный полог.

Подростком Ф. М. Достоевский, воспитанник Военно-инженерного училища, жил в угловой спальне своей роты на втором этаже высокого Инженерного замка в Петербурге. С тех пор он всегда выбирал себе комнаты, расположенные на углу дома, как бы — на носу корабля жизни, на острие.

Писатель В. В. Набоков юношей был вынужден с родительской семьёй эмигрировать после революции из России. Он никогда больше не смог вернуться в горячо любимый им собственный дом на Большой Морской в Петербурге и в свое имение Выра. Всю жизнь он ощущал себя королем, изгнанным из королевства собственного детства, и никогда больше не захотел иметь другого дома. Снимал жилье, последние годы провел с семьей в номере гостиницы в Швейцарии. На вопрос журналиста, почему не приобрел собственного жилища, ведь средства позволяли, — ответил, что настоящего дома, такого как в детстве, уже не создать, а другого — не нужно.

Сегодня мы говорим о книге «Секретный мир детей в пространстве взрослых». Ее автор – Мария Владимировна Осорина – российский психолог, кандидат психологических наук, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества.

Книга Осориной посвящена чрезвычайно важной, но мало изученной проблеме – освоению ребёнком пространства окружающего мира и тем традиционным способам, которые создала для этого народная педагогика и детская субкультура. Каким образом колыбельные песни способствуют формированию у ребенка важнейших пространственных представления? Что и почему боится ребёнок дома и в незнакомом месте? Зачем дети делают «тайники», строят «штабы» и ходят в страшные места? Какой должна быть «хорошая детская площадка»? Прочитав эту книгу, мы сможем понять сложность и важность личностных задач, которые приходится решать маленькому человеку, исследующему мир взрослых и проникнуть в сущность психологических, социологических законов, управляющих поведением ребёнка дома, на улице, в общественном транспорте.

Лето, каникулы, городские дети вышли во дворы, и мы с вами обратим внимание на то, как живет детская площадка. Представим себе: за оградой большой зелёный сквер с газонами, парой маленьких избушек для игр «в домик», невысокие вертикальные лестницы, грибок и беседка, две железные качели. Вокруг скамейки, где располагаются мамы и бабушки с детьми. Давайте устроимся на скамейке и понаблюдаем за стайкой девочек лет девяти-десяти, которые только что вошли в ворота сквера. Они проходят мимо песочницы, которая их уже совсем не интересует, завистливо останавливаются у железных качелей, на которых матери поочередно усаживают и раскачивают своих малышей. Девочки чувствуют, что им тут места нет, и идут дальше – мимо лесенок и гриба к пустующей беседке. Сесть на скамеечки в беседке уже невозможно, так как малышня делала там свои песочные куличики и песок остался на скамейках. Девочки в задумчивости стоят около беседки, не зная чем заняться дальше.

Вот одна из них расставила руки и, взявшись за два соседних столбика, стала покачиваться, стоя на месте. Другая взобралась ногами на скамейку беседки и, как с пьедестала, начала осматриваться по сторонам. А третья ухватилась за крышу и повисла на руках. Однако их занятия были неожиданно прерваны резким криком проходившей мимо женщины: «Вы что тут хулиганите? Вам заняться нечем?». Девочки испуганно спрыгнули и отошли от беседки. Далее история повторяется с оградкой для газонов и, в итоге, что остаётся девочкам. И почему часто именно такой бывает реакция взрослых на действия детей. Один вариант психологических последствий – блокировка самостоятельных исследовательских и творческих действий ребенка. Чем это грозит взрослым, как минимум, что дети будут требовать их постоянно развлекать. Не говоря уж о том, что необходимые навыки так и не сформируются Вариант два – агрессивное поведение, направленное на внешний мир, которое мы, взрослые, часто наблюдаем именно на детских площадках. Что происходит с телом детей в этом возрасте - младшие школьники начинают ощущать свое тело, как целостную многосоставную динамичную систему, которая движется в трехмерном пространстве. Именно поэтому ребёнку так нравится висеть и раскачиваться на руках или повиснуть вниз головой. О реакции взрослых и причинах этих реакция предлагаем вас подумать самостоятельно.

Из всего вышесказанного ясно не только, что детская площадка нужна для детей разного возраста, но и то, что детям необходимы внимательные понимающие взрослые, которые видят когда ситуация требует их вмешательства, а когда нет. Из множества несущественных, на первый взгляд мелочей, складывается развитие детей.

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы удивительно слепы по отношению к культуре «племени детей». М. В. Осорина считает, что именно наличие детской субкультуры, воспитывает в детях ответственность за «большой» мир, где должно быть уютно всем обитателям.

 

 

 

Комментарии 0

Добавление нового комментария
Чтобы оставить свой комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Дата создания: 2021-05-28 12:38
Дата изменения: 2021-05-28 12:40
Спросите библиотекаря